Eвангельские проповеди

Евангельские Проповеди и статьи Юрия Кирилловича Сипко

  • RSS
фото Сипко Юрий Кириллович и его семья

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».  Матф.5:6.

 В ушах ещё звучит слово Иисуса: «Блаженны кроткие».  Сердце пребывает в  блаженстве   покоя. И ветер за окном тот же, и обед нужно приготовить, но  в сердце воцарился мир. Блаженство. Приходилось и раньше  достигать цели, обретать желаемое, — большой радости это обычно не доставляет. Материальные обретения лишь разжигают аппетит. И никогда не приносят счастья.  Кротость, — состояние, ведущее к обретению наследия, дающая уверенность и внутренний покой, довольство.  Кротость – это рассеявшийся туман, исчезнувшие миражи, это открытый горизонт, за которым явственно видна земля обетованная. Здесь возникает образ Моисея, вождя народа  Израиля, ведущего его из плена в землю обетованную. В обстоятельствах жутких, во мраке неведения, в окружении единоплеменников, одержимых дикими страстями, Моисей являет образец веры, воли и кротости. «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле». Чис.12:3.  Потом об этом невероятном сочетании силы и смирения, святой апостол Павел напишет:  «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараона  и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,  и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища, ибо он взирал на воздаяние».  Евр.11:24-26. Он видел землю, наследие от Бога!

Он взирал, смотрел на ту землю, видел её, хотя  никогда не был там. Он видел  обещанный Богом мир и покой, он видел цветущие сады и счастливые семьи своего народа. Он видел там свободу и безопасность. Он видел Бога отцов, верил в Его обещания, и,  сложив с себя все достоинства члена семьи фараона, кротко смирился пред Иеговой. Вера беспредельная.  Богатейший образ человека, названного кротчайшим, являет собой  пример искания правды, как теперь об этом говорит Иисус. «Блаженны алчущие и жаждущие правды». Если вырвать этот тезис из нагорной проповеди Иисуса, оставив  блаженство жажды правды, как достаточную категорию, она мне представляется, неизбежно  будет искажена. Ведь стартуя в поисках правды со своего духовного и душевного состояния, с набором всех своих приобретённых и врождённых ценностей, мы и правду то представляем всяк по своему.  «У каждого своя правда»  – кто не слышал этого утверждения, кто не говорил этих слов?  Очевидно поэтому и войны, все за правду,  в том числе религиозные, жестокие, нескончаемые  вместо насыщения.

 Ключевым условием для начала поиска правды, видится именно кротость, состояние такого смирения, покоя, в котором то и обнажается наша естественная душевная пустота или того хуже полнота подделок, ложных установок, злонамеренных деяний.  Именно в сознании опустошённости, в обнажённом до боли сердце, прошедшем важнейшие этапы сознания своей духовной нищеты, оплакавшем своё бедственное состояние, когда горделивое «Я» буквально заключено в карцер, осуждено и смертный приговор  приведён в исполнение, возникает зародыш нового, чистого, жаждущего жизненных сил духовного человека.  Святой апостол Пётр так и пишет в своём пасторском послании. «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам в спасение;  ибо вы вкусили, что благ Господь». 1Пет.2:2,3.

 Николай Бердяев видит весь мир, в его развитии, как поиск правды, называя правду Царством Божьим. «Вся история наполнена исканием Царства Божьего. Искание это есть сокровенная душа истории, её святое святых. Все цели истории относительны по сравнению с этой абсолютной целью, все цели превращаются лишь в средство. Самая история, по сокровенному своему смыслу, есть лишь движение к Царству Божьему. Царство Божье — цель истории, конец истории, выход за пределы истории».  Н. Бердяев «Философия неравенства»

 Такое масштабное виденье может нас ободрить, ибо присоединяться к великому,  всеобщему, всечеловеческому,  чем заняты все, нам гораздо легче, нежели идти против всех.  Однако здесь возникает и опасность принять всеобщее устремление за поиск правды, тогда как это может быть лишь ропотом толпы. «И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона; и возроптал народ на Моисея и сказал: «О, если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом! Зачем вы привели общество Господнее в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему?  И для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья?» Чис.20:2-5.  Как знакомы эти «»справедливые» упрёки, разочарования, обвинения христиан и христианства.  Никакого блаженства они не достигли. Все ропотники полегли в пустыне. Если бы у нас была возможность спросить павших там;  «Получили ли вы обещанные блага, выйдя из Египта»? – они бы ответили нам:  «Нас обманули. Мы потеряли всё. И египетские страдания были благом, по сравнению со смертью в пустыне».

 Ещё один пример. Жена Лота. Разврат родного города достиг предела. Жить невозможно. Надо спасаться. Однако и связь с нажитым, привычным, ставшим родным,- велика.  Вот уже рядом безопасное место. Пройдена большая часть пути спасения. Но сердце влечёт назад. «Что там? Как там? Неужели всё, что было нажито, что мы любили, чем мы гордились, что составляло нашу идентичность – всё будет сожжено»? Оглянулась, и,  вместо спасения – соляной столб.

Святой апостол Павел, как мне представляется, наиболее ярко и точно выразил этот рубеж, где он осознаёт, что все его достоинства, всё,  чем он гордился,  есть по сути ничто, мусор. Христос, униженный и распятый Христос, презренный и отверженный людьми, гонимый даже после смерти Христос, вдруг предстал перед Савлом и он, ослеплённый Его сиянием,  прозрел духовно.  Такое прозрение приводит неизменно к  слезам раскаяния, а  слёзы раскаяния ведут к кротости. Будучи учёным, признанным богословом, успешно сделавшим свою карьеру, он вдруг осознаёт, что он в нравственном и духовном тупике.  Выбор неизбежен. Выбор прост. Выбор невероятно труден. Пожалуй, сложнее,  чем у Лота и его жены.  Именно кротость, смирение, полное доверие себя Господу, даёт Павлу способность сделать выбор в пользу правды. Это состояние он выразил следующим образом. «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетой».  Фил.3:7. Это важнейшее утверждение. Без такого решения, без отвержения своего «Я», все попытки следования за правдой, приведут к разочарованию. Сам Спаситель ведь сказал: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной».   Марк. 8:34. Без Христа всё тщетно. Всё сор. И Павел  продолжает. «Да и все почитаю тщетой ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своей праведностью, которая от закона, но с той, которая через веру во Христа, – с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых».  Фил.3:8-11.  Вот предел насыщения. Вот цель достойная! Достигнуть воскресения мёртвых!  Это поистине алкание и жажда правды. Ведь если нет воскресения мёртвых, то и вера тщетна, и карьера тщетна,  т.е. сама жизнь с её бесконечной суетой лживая и бессмысленная.  Здесь кстати открывается ужас обмана, в котором человек пребывает. Омар Хайям выразил это в своей манере, в виде вопроса.

«В этом мире ты мудрым слывёшь? ну и что?
Всем привет и совет подаёшь? ну и что?
До ста лет ты намерен прожить? допускаю
может быть до двухсот проживешь. ну и что»?

Безответный вопрос, при вдумчивом прочтении, приводит в отчаяние.  Все достоинства, все ценности без Бога, оказываются лживыми, бессодержательными, не имеющими в себе смысла. Всё смерть! Для Павла, человека весьма религиозного, Иисус Христос явился той предельной правдой, поиску которой, познанию которой, он  посвятил себя. В Нём ему открылся истинный Бог. В Нём он обнаружил абсолютную полноту, абсолютную истину, ответы на все вопросы, неподдельную  правду.  Правда стала видна,  в результате освобождения от иллюзий человеческих мудрствований, от власти религиозного фетишизма. «От всего отказался»! Не прибавил к уже имеющемуся опыту и знанию.  От всего отказался – как это точно проясняет суть слов Иисуса: «Блаженны нищие духом». Без Христа всё ничто!  Возжаждал правду. Взалкал правду. И в согласии со словом Иисуса, Павел утверждает: «Братья, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая оставшееся позади и простираясь вперед, стремлюсь к цели – к почести вышнего призвания Божьего во Христе Иисусе».  Фил.3:13,14.

  «Блаженны алчущие и жаждущие» – процесс этой духовной жажды, голода, не завершается в земной жизни. Блаженство приходит не с обретением некоей истины, в законченном виде,  но именно в процессе поиска, в самом чувстве голода, в этой неизбывной нужде всегда и во всём видеть правду, желая её, как лань желает к потокам вод, ища её,  познавая её, как говорит Господь устами пророка: «Если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста». Иерем. 15:19.  Здесь приходится  смолкнуть. Ища правды, негоже совершать дела неправедные. Ища правды, негоже пользоваться ложными приёмами. Ища правды, негоже довольствоваться ложными ценностями.  Ища правды негоже  мыслить категориями лукавого века.  Ища правды, негоже фальшивить, угодничать, быть приспособленцем. В поисках правды, Павел советует, даже умоляет: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». Рим.12:2.  Труднейшая задача.  Свой ум, очищая от воздействия лукавого века, обновлять познанием правды. Здесь квинтэссенция подлинного христианства.  Преображение ума.  Мгновение за мгновением, час за часом, алчущий и жаждущий правды, проводит генеральную чистку сознания.  Переподчиняет свой мыслительный аппарат от всех внушённых «веком сим» установок — правде Божьей. Самое сложное, и потому быть может зачастую оставленное без внимания дело христианина.  Разум. Совокупность ума,  чувств и памяти. Памятью называют иногда инстинкты, как врождённые, так и приобретённые. Действуя нередко инстинктивно, мы действуем по программе, заложенной в память.  Слово Божье нередко называет разум сердцем. «Больше всего хранимого – храни сердце своё – это о разуме. О разуме говорит Иисусу:   «Исходящее из уст – из сердца исходит, и это оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления». Матф.15:18,19. Как видим, наши поступки формируются в разуме. Исходят из разума. Преобразование разума,  таким образом, включает в себя преобразование памяти, преобразование чувств, и ума. Блаженны алчущие и жаждущие правды.   Ища правды, нужно подбирать слова. Правдивые. Не несущие зла.  Несущие добро, любовь. Поиск таких слов обнаруживает в моей кладовой много хлама, лести, злости, пустословия.  Жажда правды таким образом не только сосредоточивает моё внимание на правде, на Иисусе Христе, ведь Он Сам сказал: «Я есть истина», но что важнее и труднее, обнаруживает в  себе самом,  компромиссы с ложью, целый сундук хранящихся  лукавых слов, преступных  поступков, мыслей,  в которых гнев, злоба. Обнаруживаются запасники  памяти, в которой затаились  непрощение, нелюбовь, сомнения, страх, неправедный суд.  Алкание и жажда правды, таким образом, становится процессом, как бы генеральной уборкой в себе самом.  Сияющий Христос перед глазами. Истина блистающая, Слово, проникающее до разделения души и духа, судящее беспристрастно, дано мне как меч обоюдоострый. Раньше я поражал им всех несогласных. Не взирая на лица. Во имя правды никого не жалко. Но ныне, перед Христом, в кротости, возжаждав правду, я обратил этот меч внутрь себя. Всякий раз, поражая свою гордыню, изобличая свои лживые замыслы, исповедуя пред Господом свои грехи, я освобождаюсь от грязи, от липкой и вонючей лжи, будто лучшими шампунями  и тёплой водой вымываю из себя нечистоты.  Невероятно, но в этом процессе  я испытываю несказанное счастье. Блаженство. Ни с чем не сравнить. Свежесть дыхания.  Ясное зрение. Близость святого Отца. И в близости с Отцом нет страха, но есть восторг.    Истинное наслаждение.  Истинно довольство. Начинаю понимать Павла, который в заточении, лишён свободы, в ожидании исполнения смертного приговора пишет: «Я получил все и избыточествую; я доволен»! Фил. 4:18.

  «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».

5 комментариев

  1. иаков:

    «Блаженны алчущие и жаждущие правды» Уважаемый Юрий,один пресвитер проповедывал: «где сокровище ваше,там и сердце ваше будет»,и очень часто проповедывал на эту тему, и в девяностые бросил паству свою и уехал в Америку.Нет вы Юрий другой,вот вы проповедуете о мире, о блаженстве и много хороших и правильных слов говорите,да только нет ни мира ,ни радости,ни блаженства у народа БОЖИЯ. Мира нет,и чем дальше тем все хуже,нравится вам это или нет. Так давайте честно скажем самому себе,кто я такой? и кому служу?

  2. Юрий Сипко:

    Мир вам благословенный брат Иаков. Жаль, что у вас так всё печально, безрадостно, и почти безнадёжно. Конечно, я не думаю, что так горько и у всего народа Божьего. Но что гнетёт вас? Почему у вас нет мира? Почему у вас, чем дальше, тем хуже?

  3. юрий:

    Юрий Кириллович, приветствую! Я не силен в литературе,так уж сложилось, но вы статьи пишете не как проповеди. Есть поэтичное что то. Извиняюсь …Спасибо.

  4. Юрий Сипко:

    Мир вам благословенный брат Юрий. Слава Богу за всё. Проповедь ведь жанр особый, устный. Это речь, в которой есть место эмоциям, разговор с людьми, глаза в глаза. О нагорной проповеди Иисуса Христа я размышляю без аудитории. «Тихо сам с собою. я веду беседу…»

  5. Владимир Вавилов:

    Мир Вам, дорогой брат Юрий Кириллович! Попробовал вспомнить или найти проповеди о хождении в правде, к которой призывает нас Господь. Не вспомнил такой проповеди за все 26 лет, кои являюсь христианином. По запросу в интернете только и обнаружилась эта ваша статья, которую низкий вам поклон. Кто же будет стоять за правду, если церкви не учат сему? Поэтому и приходят к нам гитлеры, сталины и прочие малоуважаемые г-да. Весь ряд проповедников правды на Руси:Бердяев, Солженицын, Высоцкий, да Ю.Сипко. Благослови Вас Господь!

Вы можете прокомментировать статью, или задать вопрос.


 Максимальное количество символов