Вопрос: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Мф.5:3 Это самая первая заповедь блаженства, прозвучавшая в нагорной проповеди. Разные довелось услышать толкования, но, ни одно из них меня не удовлетворило. Что же такое дух и духовная нищета? И что в этом хорошего? Склоняюсь к мнению, что под нищетой духа подразумевается такое качество, как простота.
Ответ: Мир и благодать вам благословенный брат. Ваше мнение вполне приемлемо. И, тем не менее, возникает вопрос. Что такое простота. К примеру, в народе говорят: «Простота, хуже воровства».
Однако вернёмся к тексту Писания. Действительно, выражение совершенно неадекватное. Типа, чем хуже, тем лучше. Я приглашаю вас к размышлению, сам ведь я ничего не знаю, но верю, что помолившись, мы сможем понять сказанное.
Слово блаженство в наше время употребляется в узком религиозном спектре. Значение его в великорусском языке многообразно. Быть может самым распространённым является счастье, высшая степень наслаждения. Практически недосягаемое состояние, как мечта, которая недоступна людям. Таких людей не встречал. Все озабоченные.
Блаженными в христианской истории стали называть людей, совершавших в своё время высокое служение учителя церкви. Так, например Августин блаженный. Достигший высокой способности разуметь тайны Божьи. Таких тоже не встречал. Всё книжные варианты.
Поскольку блаженство вещь непостижимая, и недосягаемая, то этот эпитет стали употреблять по отношению к людям, что называется «не от мира сего». Блажь – как глупость, дурость. Юродивые, Христа ради, блаженные, кто нарочито пренебрегает принятые нормы быта, ради обретения вечного небесного богатства. Их бы и не заметили, но они свою дурь обнаруживают и усиливают тем, что вопреки здравому смыслу позволяют говорить правду о сильных мира сего, высмеивая их , обличая их. Невероятно, но такие блаженные, говорили правду в лицо таким сильным. Это было раньше. Когда ещё были сильные. Сегодня сильных нет. Ничего никому не скажи. Поэтому нет и блаженных. Если появляются, их сажают в тюрьму.
Еврейское слово, переведённое как «блаженство», имеет одновременно значение благословенный, счастливый, удачливый. Как мне представляется, высшая степень счастья, будет наиболее точным определением блаженства, лишь в том случае, если мы сохраним в сознании, быть может самое важное — Благословение. Божье благословение, Божье внимание, Божье заступничество, Божьи милости и гарантии Его любви – вот что сокрыто в этом знакомом незнакомом слове. Благословение – это дар Божий. Таким образом в первой заповеди блаженства, как и во всех последующих, на первом месте Бог, Благословляющий, Дающий мир, дающий благо! Благословенны нищие духом – есть уже очень важный акцент. Повторюсь, очень важный акцент.
Даль предполагает, что слово нищета производное от слова «ничего, ничто». «Нищета – крайняя бедность, убожество, нужда». Можно цитату, иллюстрирующую нищету. «У иного двор крыт снегом, обнесен ветром, платья, что на себе, хлеба, что в себе, голь да перетыка, и голо и босо и без пояса». Мельников – Печерский.
Вот такой нищий счастлив! Парадокс. Так не бывает. Но ведь Иисус и не говорит такого. Нужно помнить, что речь идёт о Царстве Небесном. Очень важно понимать суть нищеты духа. Библейское откровение представляет нам мир Божий, мир Духа, и мир греха, мир плоти. Бог есть Дух! Человек как творение Божье утратил в себе самом Дух от Бога. Смерть, как возмездие за грех поразила прежде всего дух в человеке. Нищета духа это вовсе не самобичевание, не заниженная самооценка, это не игра в религиозную философию. Нищета духа – это реальное состояние человека. Даже если он пребывает в убеждении, что он обладает духом, у него набор прекрасных духовных ценностей, без Бога он плоть, поражённая смертью. Человек без Бога мёртв духовно. И, как только человек осознаёт настоящее положение вещей, свою духовную пустоту, нищету, тщетность всех усилий, обман предложений мира сего, он ищет выход. Тут замечу в скобках, что такой поиск нередко заводит в тупик и пагубу, ибо наиболее агрессивные предложения поступают как всегда от лжецов. Подделки всякого рода под видом лекарств, валюты, методов и способов, тех же гипнотических воздействий ломятся в наши дома и души. В таком случае «простота хуже воровства». «Благословенны» нищие духом – это уточнение помогает мне, по крайней мере, избежать ложных путей в поисках сущности, ценности, того, что мы считаем духовным богатством. Ведь благословение, прежде всего, указывает на источник богатства, счастья, мира – на Бога!
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» и, встрепенулось сердце. Он предлагает Царство, в котором всё оригинальное, новое, святое, безгрешное. Чтобы войти в Небесное Царство, нужно оставить всё, абсолютно всё. Ничего из моего. Ничего из отцовского дома. Ничего от матери. Ничего от родины. Ничего от партии. Ничего от религии. Ничего от традиции. Ничего от науки. Нищета духа – это ничего! И ведь Иисус говорит об этом: «Отвергнись себя»!
Кстати, очень немногие согласны и ещё меньше людей способных признать себя нищими духом. У каждого что-то есть. Каждый считает, что он обладает неким начальным капиталом, который вполне сгодится для Небесного Царства! Но условия ставим не мы. Условия ставит Царь Небесного Царства. И нищета духа, это не каприз Хозяина. Это утверждение, что как бы ни были хороши наши духовные богатства, все они суть продукт обмана. Нет праведного, нет ни одного!
В Небесном Царстве сокрыта вся полнота. В Нём нет недостатка ни в чём. Более того, Небесное Царство не допускает никакого смешения с царством земным. Как Писание говорит: «Но, то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления». 1Кор.15:50. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют». Гал.5:19-21.
Мы с вами, люди определённого мировоззрения, люди ищущие духовных высот, стремящиеся к святости. Но прочтите слова апостола Павла о делах плоти, глазами «нормального» среднестатистического гражданина, среди которых мы были до раскаяния. Думали ли мы, что дела наши не ведут в Царство Божье? Меньше всего. Мы думали, что вражда и ссоры – доблесть. Мы думали, что блуд, нечистота, пьянство, убийство, гнев и зависть, распри и идолослужение – всё это доступно только сильным людям. Это героизм. Мы всю энергию направляли на то, чтобы показать и доказать, что мы крутые, мы богатые, мы сильные. Мы чувствовали, что мы лжём. Лжём себе, лжём друзьям своим, и заливали свою боль умирающей души алкоголем, душили наркотой, боясь признаться, что мы духовные банкроты. Мы были списаны со всех счетов, лишены надежды, и в отчаянии разрушали остатки личности…. У нас не было надежды. Мы ни во что не верили. Мы никому не верили. Мы знали, что все лгут, все лукавят, и только смерть, неизбежная, страшная есть правда. Мы чувствовали, что мы ничто. Мы обмануты. Мы погибли. Признаться себе в этом – значило потерять всё. Но в нагорной проповеди Иисус Христос даёт надежду, даже такому разгильдяю как я. И ведь это действительно благословение, из отчаяния войти в Небесное Царство!
Царство Небесное – Царство правды, мира, любви! В Небесном Царстве – Бог Царь! О Боге сказано: «Но Ты Бог, любящий прощать, благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый». Ещё: «Бог есть любовь». «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего»? В Его Царстве не будет горя, не будет болезней не будет войн. «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло».
Вот почему Савл, ведь был классный парень, образованный, религиозный, патриот, от всего отказался! Всё мусор. Всё ничто! И напротив, Христос всё. В Нём полнота!
Итак, что я понял, размышляя над вашим вопросом. Человеческие потуги создать счастье, благословение, мир души и духа – бесплодны. Осознание своей духовной нищеты, мёртвости, открывают мне путь к Небесному блаженству.
Блаженство, как высшая, превосходная степень счастья, БЛАГОСЛОВЕНИЕ, обретается в Небесном Царстве.
«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти». Кол.2:6-10.
Приветствую Вас, Юрий Кириллович, размышляя о
благословении, переживаю за наших детей и
церковную молодёжь. Так часто дети уезжают из
дома в различные лагеря со школы или из
церкви, а те которые скоро обручатся и в скором будущем поженятся хотят до брака одни
уехать, ну скажем на недельку в отпуск к
морю на острова…
Есть ли в этой свободе БЛАГОсловение?
С Христовой любовью сестра Анна-Мария.
Шалом!
Да, блаженны нищие духом гордыни, самоправедности, лжи, лукавства, лицемерия фарисейского…, ибо их есть Царство Небесное. Ведь нужно учитывать то, что Господь наш Иисус Христос говорил слова, записанные в Матфея 5:3, людям, находящимся под влиянием учений фарисеев, книжников, саддукеев.
Но блаженны исполненные Духом Божьим — Духом Силы, Любви и Целомудрия (по 2Тим.1:7), Духом Бога Триединого — Отца и Сына и Святого Духа!
С любовью во Христе, Ирина Чадова.
P.S. «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.» (Матфея 5:20)
Такое толкование довольно сложно, а с учётом того, что Христос обращался к простым людям, а не к интеллектуалам, то вряд ли Он стал бы вкладывать в такие простые слова какое-то глубокомысленное содержание. Заповедь «блаженны нищие духом» следует воспринимать буквально, а не в переносном значении. Традиционная церковная трактовка этих слов, как блаженны осознающие свою духовную нищету является богословским вымыслом, поскольку Христос не говорил «блаженны осознающие свою духовную нищету». Вместо этого Он сказал «блаженны нищие духом», что следует понимать в прямом смысле. Когда Христос хотел заставить людей думать, Он говорил притчами-аналогиями, но в этой заповеди никаких аналогий нет. Есть прямое указание на то, что дух может стать барьером на пути к Богу. Душа живёт в сердце, а дух обитает в голове. Дух — это ум, таланты, способности. Что мешает людям принять евангельскую весть? — ум, интеллект. Духовное богатство — это богатство ума и талантов. Ум и таланты дают ощущение превосходства над простыми бесталантными людьми, то есть гордыню. Как написано в Библии:
1 Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его,
2 ибо Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему.
3 Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличит безумных.
Мудрецы всех времён осуждали глупых и необразованных людей, считая смыслом жизни интеллектуальное совершенствование. Все философы гордились своими способностями и талантами и на основании этого считали себя лучше других людей. Только Христос заступился за нищих духом людей (то есть простых, несовершенных, необразованных), считая, что ум является скорее барьером, нежели условием для принятия истины. И дальше Он сказал: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят». Не дух, а Душа, не ум, а Сердце. Бедностью духа обогащается душа, а душа по ап.Павлу бесконечно важнее способностей духа (Кор. 13гл).
Мир и благодать Вам уважаемый Виталий. Вы правы, когда сказали, что слова Христа надо понимать буквально. Но когда стали их растолковывать, получилось противоречие. Конечно дух и интеллект вовсе не одно и то же. И вовсе не к людям недалёкого ума относиться это утверждение Иисуса Христа.Здесь скорее то же, что Мария услышала от Господа: «алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем»;
Лук.1:53. — очевидно, что речь вовсе не об интеллекте. Алчущие — вовсе не неудачники, но наиболее целеустремлённые, и осознающие пустоту и никчёмность тех богатств, которые ценятся в подлунном мире. И ещё один текст Писания, говорящий как раз о том, что нищета духа есть понятие более глубокое нежели просто слабоумие. «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг».
Откр.3:17. С уважением.