Eвангельские проповеди

Евангельские Проповеди и статьи Юрия Кирилловича Сипко

  • RSS

Вопрос: Что такое любовь во всех смыслах этого слова?

 Ответ:  Любовь, это  сущность Бога.  «Бог есть любовь».   1 Иоан.4:8;

 Любовь, это дар Бога человеку, как отображение Его образа. «Кто не любит, тот не познал Бога». 1 Иоан. 4:8;

  Апостол Павел даёт определение любви Божьей:  «Более же всего  облекитесь  в любовь, которая есть совокупность совершенства.  Кол.3:14;

В человеческом  языке нет достаточного  определения, которым можно было бы выразить всю сущность любви.  Апостол Павел пишет письмо в Эфес, и говорит: «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота,  и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею».  Еф.3:18,19;

 Изучая Писание,  мы можем  понять  некоторые элементы любви.  При сотворении мира:   «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою  живою».  Быт.2:7;  Любовь Бога  проявилась в том,  что Он отдал частицу Себя. Собою, своими качествами наделил человека.  В дальнейшем, как бы там не развивалась жизнь человека, Господь открывает  сущность любви  в словах  «любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение». Иер.31:3;  Затем  апостол Павел в послании к Коринфянам выразит: «Любовь никогда не перестает»  1Кор. 13:8;  Перед этими словами апостол Павел даёт развёрнутую характеристику любви.  В многочисленных «любовь не» совершенно чётко просматривается   сущность  любви – отдавать, служить,

   Вот ещё пара текстов о Божьей любви.

 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Иоан.3:16;

  «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него».  1Иоан.4:9;

 Таким образом,  мы  можем выразить  две  грани  невыразимой любви.

 Первая.  Любовь  – отдаёт, служит,  отдавая себя, своё лучшее. Высшее выражение любви – жертва.   «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Иоан.15:13;

  Вторая грань.  Любовь  – принимает, служит,  принимая другого, принимая дар другого.

В отношение  Бог – человек,  в наибольшей степени,  Бог — любовь дающая, человек — любовь принимающая.  Однако, и любовь принимающая, также присуща Богу. Он принимает нас, Он принимает наши молитвы, Он принимает  нашу хвалу и поклонение, Он принимает нашу любовь!

 Несколько общих положений.  Личность, определяется наличием интеллекта, эмоций, и воли.

  Любовь, как её определяет Господь,  включает все три элемента личности.  «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?  Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим:  сия есть первая и наибольшая заповедь»; Матф.22:36-38;

   Любовь есть плод разума, эмоций, и воли.  Вся троичная сущность личности в гармонии выражает любовь служением даяния, и в равной степени, выражает любовь  в служении принятия.  Хочу подчеркнуть особо, что любовь есть  гармоничное  служение  всех трёх элементов личности.

 Однако чаще всего словом  любовь называют  яркое, захватывающее чувство,  страсть, которая возникает иногда безотчётно как по отношению к людям, так и по отношению к предметам,  к положению, к карьере, к славе, к наградам и т.д.

  Любовью называют,  например,   сексуальные отношения. Однако  влечение плоти не есть ещё любовь.  Вот пример: Амнон полюбил сестру свою Фамарь.  Красивая. Увлёкся так, что потерял покой. Все уже видят это. Приходит в нему  друг его Ионадав:  «отчего ты так худеешь с каждым днем, сын царев, — не откроешь ли мне? И сказал ему Амнон: Фамарь, сестру Авессалома, брата моего, люблю я». Ионадав научил его как сделать так, чтобы  Фамарь пришла к нему.  Он совершил насилие. И вот что в итоге:  «Потом возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней». 2Цар.13:14,15; Наибольшее количество человеческих трагедий имеет в корне своём половое влечение. Известное выражение  «ищите женщину»  точно отражает природу всех бед, трагедий и преступлений.  В России четырнадцать тысяч женщин в год убивают мужья. Это финал любви, с обещаниями и клятвами.

 В этом же ряду сильнейших увлечений, которые,  кстати,  также называют любовью, и алкоголизм, и наркомания, и блудодеяния, клептомания.  Это не любовь. Это похоть плоти.  Сильнейшее возбуждение, страсть, парализует разум и волю. Человек делает то, что в состоянии  спокойного размышления не сделал бы никогда.

Вот  пример.  При взятии Иерихона, Иисус Навин объявил о том, что город под заклятием и ничего нельзя брать из него. Но случилось, и народ стал терпеть поражение. Иисус находит того, кто ослушался. Почему ты сделал это:  «В ответ Иисусу Ахан сказал: точно, я согрешил пред Господом Богом Израилевым и сделал то и то:  между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось и я взял это». Иис.Нав.7:20,21;

Любовь это акт воли, основанный на серьёзном размышлении, доставляющий чувство удовлетворения, приносящий удовольствие, наслаждение.

   Давайте рассмотрим любовь,  как она предписана  Богом и как она проявляется в жизни нашей.

Возлюби Господа Бога Твоего.   Эта любовь, которая человека делает человеком.

Сюда включается благоговение перед Богом, восхищение Богом, поклонение Богу, прославление Бога, послушание Богу. Мы уже отмечали, что это предписание обязывает человека любить и умом и сердцем и волею. Любовь к Богу выражается в исполнение Его заповедей.  Его заповедь возделывать землю.  Заботливое отношение к природе, охрана окружающей среды, это не блажь зелёных, это Божье предписание.   Ещё в большей мере заботливое отношение ко всему живому, нас окружающему.  Ведь всё это творение Бога, во всём Его любовь.  И конечно наивысшая фаза любви, отношение к людям.  «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?  И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего».  1Иоан.4:20,21»

Любовь к себе.  

Любовь к себе естественна. Любовь к себе есть отображение подобия Божьего в человеке. Общепринятая практика  и в христианстве в том числе, скрывать любовь к себе, вопреки Писанию.   Более того, существует позиция, «особо благочестивых фарисеев», которые категорически возражают против  любви к себе.  Они говорят, что это нескромно.  Некоторые особо одарённые богословы говорят о том, что они страшные грешники, противные, мёртвые по грехам, что в них нет ничего доброго, они просто грязнее грязи и грешнее греха.  Но всё это не более чем гордость. Мне нравится Фазиль Искандер, сказавший как-то, отвечая на вопрос:  «Что такое  скромность?»: — «Очень терпеливая гордость»!   Ты сколько угодно можешь рассказывать о себе, какой ты страшный, грязный, грешный, подлый.  Но когда тебе об этом скажет  твой сосед, ты взорвешься во гневе, и в суд подашь, за оскорбление.   При этом, когда мы педалируем свои  плотские «достоинства», убеждая себя и ближних своих, в том, что мы нечестивцы, каких свет не видывал, и любить себя есть грех, мы лжём на истину. Господь, любовь, полюбил нас и преобразил нас и дал нам новое всё!  Может быть,  главное в любви к себе – это принятие себя.  Когда-то Адам, услышав шаги Господа в раю,  убоялся и скрылся. «Адам! почему ты спрятался»? – спрашивает его Господь. «Я убоялся, потому что я наг и скрылся».  Это чувство стыда, ощущение наготы, мы носим в себе, и только любовь Божья одевает нас в Его святость,  удаляет страх, возвращает в присутствие Божье.

Любовь к ближнему.

 Вот слова Иисуса Христа:    «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?  Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим:  сия есть первая и наибольшая заповедь;  вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;  на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».  Матф.22:36-40;  В этом же ряду Его слова:  «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».   Лук.6:31;

   Возлюбить Бога, всем сердцем, всею душою,  всею волей, значит принять все Его дары, все данные Им качества, все Его предписания.   «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди».  Иоан.14:15;  Любить Бога это значит в Его распоряжение  отдать своё сердце, свой разум, свою волю.  Это одновременно значит, что мои мозги наполнены ведением от Него, мои чувства  сформированы Им, и моя воля исчезла в  Его воле.   В таком состоянии  любовь к Богу, есть одновременно и любовь к себе, может быть правильно будет сказать, любовь  к Богу в себе.   Это стартовое положение, которое вообще позволяет говорить о любви в библейском смысле.  Если этого благоговейного слияния  с Отцом нет, то тогда самая скромная скромность, есть не что иное,  как гордость.   Из любви к себе, мы просим у Бога прощение, просим защиты от лукавого, от болезней,  падений, просим Его милости на каждый день. Из любви к себе, мы строим себе дома, готовим лучшую пищу, приобретаем лучшую одежду.  Из любви к себе  мы не допускаем обид, огорчаемся,  когда нас обманывают, страдаем, когда нас предают, стыдимся, когда допускаем ляпы,  надеваем маски, чтобы окружающие нас не знали наших страданий.  Любовь к себе помогает нам понимать боль ближних, нужды ближних, радости и горести ближних.  Вот поэтому, Господь предписывает любить   ближнего,  как самого себя!  Это не гордость самодовольного фарисея, это принятие Божьей любви, Его дара прощения, Его дара жизни и всех благословений.

 Любовь к себе не инстинкт, не жажда удовольствий, не страсть.  Прежде всего,   ясный, Богом просвещённый разум.  Мы имеем ум Христов!  Чувства,  подчинённые разуму, приученные навыком к различению добра и зла.  Воля, покорившаяся Божьей воле, воля, которая сдерживает порывы чувств, заставляет разум семь раз отмерить и лишь потом,  один раз отрезать.  Уже не я живу, но живёт во мне Христос!  «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,  и вы имеете полноту в Нем».

И только так выстроив отношения с Богом, и так в Его любви осознав ценности Его любви, мы можем любить ближнего.   Повторю: любовь предполагает гармонию чувств, разума и воли.

       Супружеская любовь.

Супружеская любовь  — самая возвышенная, самая сложная, и самая плодотворная любовь. Супружеская любовь наиболее ярко характеризует Божью Любовь.  В супружеской любви исполнение Божьего повеления «плодитесь  и размножайтесь».   В супружеской любви совершается отдание друг другу. Не разовое,  в порыве чувств, не только тогда, когда богатство и здоровье,  но отдание навсегда, в любых обстоятельствах, при  любой погоде.  «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему».  Песн.2:16;

 Апостол Павел пишет:   «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: «Любящий свою жену любит самого себя.  Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь».   Еф.5:28,29;  Как видите,  Слово Божье совершенно естественно опирается на любовь к себе, дабы показать ценность  и важность любви к супруге.

  Душевное единство.  Супружеская любовь, это любовь мужчины и женщины, которые соединяются в одно  для совместной жизни.  Супружеская любовь  предполагает  единство душевное, в котором оба супруга душевные свои качества посвящают служению друг другу.   «Что унываешь ты душа моя? Что смущаешься во мне»? – это воздыхание всем знакомо. Любовь в браке предполагает такое взаимное доверие, когда любое переживание одного, любая боль одного, станет  переживание и болью обоих, и получит исцеление в любви. Душевные раны, возможные страхи, сомнения, подозрения, привносят  напряжения в отношения супругов, разрушая любовь.  Одиночество не свойственно человеку, ни мужчине,  ни женщине.  Человек нуждается  в общении, не хорошо быть человеку одному! Супружеская  любовь  удовлетворяет  эти запросы  души. Это достигается в выражении всяческого внимания  одного к другому, заботе, наслаждению, взаимным восхищением друг другом.  «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные.  О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен»! Песн.1:14,15;

  Духовное единство.  Это сторона любви,  в которой  супруги  соединяются  в одном духе, и  поклоняются одному Богу, принимают Его слово, исполняют Его волю.  Супруги заботятся о духовном состоянии друг друга, чутки к духовным запросам друг друга, созидают духовное единство в общем поклонении, в  совместной  молитве, и совместном изучении Писания. Идолопоклонство, вот самое большое искушение,  разрушающее  духовное единство в браке, ибо разрушает отношения с Богом.  В создание духовного единства  требуется напряжение воли, смирение эмоций, и просвещение  разума словом  Божьим.  Если не проявляется любовь в  душевном отдании себя друг другу, духовное единство будет терпеть поражение.   В равной мере отсутствие  духовного единства, любви отдания, любви служения, будет  разрушать и любовь служения душевного.

    Интимные отношения.   «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.  Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а  потом  опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».  1Кор.7:3-5;  Как видите, даже в интимных отношениях  в супружеской любви  гармонично  участвуют  чувства,  разум и воля.   Удовлетворение плотского желания  может стать похотью  даже в браке.  Общепринятые представления о любви как о сексе, выхолостили все сущностные, характерные именно для любви, обязанности одного по отношению к другому.  Сам по себе половой акт  есть механический процесс, сопряжённый с получением удовольствия, даже с возможным зачатием ребёнка.  Половой акт совершают все живые существа. И способность к продолжению  жизни Богом дана всем живым существам на земле. Но любовь, это  гораздо больше,  чем секс, и потому, говоря о любви в браке, об интимных отношениях в браке, я должен сказать, что настоящее наслаждение супруги могут получать лишь в том случае, если их душевные отношения святы. Если их духовное единство гармонично, чисто, без идолов. Тогда их единение, душевное и духовное, естественно, чисто, свято, будет и в интимном единении.  Тогда близость, будет не использование  супруга  для получения удовольствия, но будет служением  супругу,  дарованием супругу себя.

   В любви супружеской  чрезвычайно важно сохранять гармонию. За это ответственны оба супруга, но мужчина в большей степени, ибо он  по Писанию есть глава жены.     Мужчине предписано любить  жену, как Христос возлюбил церковь.  Это значит, мужчина  с холодной головой, обеспечивает жене,  и значит и  себе, духовный мир и порядок.   Это значит что муж,  свои чувства, свою страсть, жаждущие получать удовольствие,  подчиняет, своей волей,  ради  того, чтобы удовольствие получала  жена.   Это значит, что муж любит свою жену, отдаёт ей себя, служит  ей.

Любовь  к детям.  

   Родительская любовь  представляется естественной, как бы ни требующей напряжения.  Но это обманчивое представление.    Чаще всего такая любовь выражается в кормлении, в покупке игрушек, одёжек, обеспечении  жизненных потребностей. Но Божьи стандарты любви  требуют от родителей самого серьёзного внимания, посвящения, служения, детям, в созидании  их духа, души  и тела.  Любовь  формирует   характер детей,  обязывает родителей вкладывать в них дух  семьи, как Господь вложил в  человека, дух истины. Формируя их разум. Формируя их волю.  Любовь родительская  понимает  воспитание,  как  сознательное,  целеустремлённое, возрастающее питание духовной пищей. Любовь  к детям включает в себя передачу знаний о Боге.  Научение  их Божьему Закону, Божьей любви.  Любви к церкви. Любви к родителям.  Средства воспитания разнообразные.  Это и уроки, и пример родительской жизни, и чтение Библии, и  игры, развлечения, поощрения и даже наказание.  Но, повторюсь, любовь родителей, это напряженное, жертвенное  отдание себя детям.  Воля, разум, чувства  создают гармоничную, цельную личность.  Такая гармоничная цельная личность, с самых ранних пор приучается не только получать любовь родительскую, но и приучается отдавать. Родители обязаны  научить детей   любить родителей. Любить братишек и сестрёнок.  Научить детей отдавать, лучшее отдавать.   «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится».  Прит.22:6;

Любовь к братьям. Братство любите.

 «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.  Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.  Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией». 1Пет.4:8-10;   Опять, главное определение любви – отдание себя.  Любовь к братству, это императив. Служение брату, участие в жизни церкви,  готовность подставить плечо всякому кто в нужде, поделиться хлебом, кровом, деньгами, временем.  «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца».   1Пет.1:22;

  В первую очередь любовь к братству выражается в любви к церкви поместной. В добровольном приношение  десятины. В участие в жизни общины, в содержании дома молитвы, в молитвенном общении, в помощи нуждающимся, в посещении больных, в ремонте здания.  Любовь к братству выражается в поддержке молодых, в заботе о престарелых,  в заботе о вдовах, о сиротах.

Любовь к врагам.

 Заповедь, превосходящая привычное отношение к людям.  Человек, не  исполненный любви Божьей,  не может ни понять эту заповедь,  ни тем более исполнить  её.  Это способны понять и исполнить только рождённые свыше дети Божьи. Это любовь жертвенная.

« И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.  Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». Лук.6:32-36;

   Любить! Кто ж постиг это слово святое?
Кто ж вник в его смысл и значенье?
Любить- это значит на счастье чужое
Смотреть со слезой умиленья.

Любить — это с ближним, как с другом и братом,
Делить его горе, мученье;
Быть недругам другом, прощать виноватым,
Уняв в себе злобу презренья.

Любить — это значит смотреть с сожаленьем
На зло и пороки людские;
Заблудшим людям указать путь к спасенью,
Давая советы благие.

Любить — это значит для счастья другого
Отречься от личных стремлений;
Любить — это Бога великое слово,
Но кто ж его понял значенье?

Вас так же может заинтересовать:

3 Коммент.

  1. Александр:

    Приветствую Вас Юрий Кириллович!
    Как вести себя с человеком,(с обидчиком) если он своей вины не хочет признавать? Я его простил,но так как он не извиняется,не признает своей вины, то не хочется поддерживать с ним близких отношений. Или нужно продолжать с ним общаться как ни в чем не бывало? Нужно ли в этом случае считать его «как мытаря и язычника»?
    Спасибо.

  2. Ю. Сипко:

    Мир и благодать вам благословенный брат Александр. Отношения бывают дружеские, супружеские, родственные, производственные. В каждом из таких отношений есть свои границы, где происходит общение, доверие, какие-то совместные дела. Писание даёт нам пример того,когда наступает время объявить кого-либо «мытарем и язычником». Если следовать букве, то это процесс с участием церкви. Нужно ли вовлекать в это дело церковь — решение за вами. По крайней мере с пресвитером посоветоваться стоит. Если грех против брата, значит грех против Церкви. И грех должен быть обличён. Иногда отношения близкие между двумя братьями приходят к охлаждению и разрыву. И бывает так, что лучше сохранять дистанцию, любя на расстоянии. Домогаться от другого покаяния, уважения, демонстрируя «братские отношения» вовсе не нужно. Если в сердце есть свобода, приветствуйте при встречах с улыбкой на лице.Молитесь за него.Обида нанесённая нам, совершена не без воли Божьей, и значит ко благу нашему. Возможно ведь и такое: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях». Или: «Сильный, сноси немощи бессильного».

  3. Александр:

    Юрий Кириллович, большое спасибо за помощь!
    Благослови Вас Господь!

Вы можете прокомментировать статью, или задать вопрос.


 Максимальное количество символов