Eвангельские проповеди

Евангельские Проповеди и статьи Юрия Кирилловича Сипко

  • RSS
фото Сипко Юрий Кириллович и его семья

Вопрос: Здравствуйте! В последнее время в христианских СМИ часто можно встретить статьи и высказывания уважаемых христианских деятелей о политических событиях в стране, в целом о власти и ее решениях. Я совсем не против оценки или даже критики власти если на то есть веские причины, но меня смущает «тон» в котором выражаются братья служители. Возможно это мое субъективное мнение, я конечно не вижу сердец авторов, но складывается впечатление будто в Библии не существует учения о почитании и уважительном отношении к Богом поставленной власти. В статьях заметно открытое неуважение, и даже поношение на правящих в стране. Не станет ли это соблазном для многих неокрепших верующих, которые могут сформировать собственное отношение к власти на основании таких статей. Есть ли в Библии границы,  которые нельзя переступать,  когда мы беремся критиковать власть? Спасибо.

Ответ:  Приветствую вас уважаемый брат Денис. Слава Богу за всё.    Прекрасная тема. Спасибо вам, брат Денис за вопрос.

Вопрос очень важный.  Взаимоотношения христианина и власти.  Христианин, как гражданин.  Как примирить законы  Небесного Царства и законы земного царства.  Это вопросы, которые даже не обсуждаются в нашем обществе.  В  обществе  не обсуждается вопрос прав и свобод личности. Нет в нашем историческом опыте, нет в нашей исторической религии и общественном устройстве места личности.  Нет и культуры отношения гражданина и человека власти.  Язык христианина, тон его речей, безусловно, должен быть достойным, выражать мудрость, уважение к собеседнику, кем бы он ни был.  «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим».  Еф.4:29.

  Не прошли бесследно десятилетия революционного террора.  Разгул насилия, через который прошла вся страна, деформировал личность. Деформировал язык. Надо признать сей факт. Основная причина такого морального распада кроется в атеизме, в воинствующем безбожии.  В историческом буйстве ненависти, коренится наша безнравственность.  Вы обеспокоены непочтительным отношением к людям власти.  Достойно.  Но в таком непочтении к народу  замечены и люди власти.  Вопрос правомочный. Имеет ли право человек,  облечённый властью лгать?  Имеет ли право человек власти воровать?  Имеет ли право человек власти совершать насилие?  Вот к примеру, вы как христианин, обличаете во грехе воровства своего соседа.  Мол, нельзя, Господь дал заповедь: «Не кради»! И вдруг узнаёте, что сосед ваш, председатель городской Думы. Что делать? Вспомните Чехова. «Хамелеон».  «Чья собачка. Почему без поводка. Почему одна, почему кусает человека»?   «Собака  губернатора, вроде…».  И вот уже поворот. «Кто ты? Почему на площади. Почему собачку обижаешь»?

 Мы не сомневаемся, что человек обязан соблюдать нормы общественного  порядка, законы страны.  И сомневаемся, что эти самые нормы также властны над людьми,  наделёнными властью.  Это неверно. Верховенство Закона над всеми социальными группами общества, города или страны является непреложным.  Я не нашёл в Библии предписания об особом отношении к людям власти.  Напротив, Бог устами апостола Иакова показывает греховность такого отношения. Возвышение одних, неизбежно ведёт к унижению других.   Господу Богу поклоняйся и Ему одному служи!  Христос и Его апостолы строго обличали лицеприятие.  «Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, —  то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями»?  Иак.2:2-4.  Пиетет перед земной властью не есть заповедь Бога. Вот, что например,  говорит святой апостол Пётр.  «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите». 1Пет.2:17.  Прекрасное, ёмкое наставление. Почитание, как выражение признания то же, что и почтение, во-первых, апостол предписывает оказывать всем, и лишь в последнюю очередь царю.  Вот слова Закона в устах Иисуса Христа.

 «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?  Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:  сия есть первая и наибольшая заповедь;  вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;  на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».   Матф.22:36-40.

 Я для верности прочитал весь Закон. Удивительно. Поклоняться нужно только Богу. Почитать отца и мать.  И ни слова о людях во  власти. Я намеренно отделяю власть как институт, от людей исполняющих властные полномочия.  Замечено. «Власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно». Абсолютная власть возникает как раз тогда, когда люди смешивают понятия власти, которая от Бога, с людьми наделёнными полномочиями.

 Возникает вопрос. Если люди власти должны, соблюдать закон, как и все прочие, кто контролирует этот процесс? Перед кем отчитываются люди власти?  Кто правомочен предъявить людям власти обвинение, потребовать отчёт, и вменить наказание, когда люди власти  используют  полномочия не по назначению?   Российская Конституция декларирует основополагающий принцип устройства Российской Федерации.

Статья 2

   Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

 Статья 3

   1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

При таком положении дел, о ком ваше беспокойство, брат Денис?  Ведь если стать рассматривать  положение вещей, как следует из Конституции РФ, окажется, что критика власти, есть право и обязанность человека в России. А люди власти обязаны исполнять указания народа. Народ  вручает некоторым людям полномочия, и народ лишает этих полномочий.  Если следовать нашей Конституции, то чиновник должен уступить дорогу народу, и полицейский должен бежать на помощь человеку,  попавшему в беду, и судья должен судить по закону невзирая на лица.  Чиновник  не имеет права обижаться на критику. Чиновник не имеет права критиковать народ. Чиновник обязан служить народу. Народ не обязан служить чиновнику. Когда народ выражает своё возмущение, даже если выходит на площадь, он просто следует норме Конституции. Когда полицейские избивают народ, они совершают   преступление.

   Оставим Конституцию. Её всё равно никто не читает.   У  христиан есть высшая Конституция, Слово Божье.  Замечу, что это не фигура речи.     Апостолы в своё время были чутки к голосу Духа Святого, и почитали за честь пострадать за свидетельство о Христе.  Почему пришлось пострадать? Потому что проявили непослушание власти.  «Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога»?  Деян.4:19. Вот где пролегает граница дозволенного и недозволенного.  Слушаем ли мы Бога?  Послушны ли мы Богу – даже если при этом нарушаем запреты власти земной.  Давайте честно взглянем правде в лицо. Мы безгласны, потому что нам покой милей,  чем жертвенное исполнение слова Господа. Нам молчание милей, ибо оно не сулит нам никаких потрясений.  И власть уже без стеснения определяет границы  Царства Божьего,  место  Церкви.  Это ведь звенья одной цепи, когда в послушании власти, мы принимаем их решения за решения Божьи, и вот они уже не только регламентируют территорию твоего проживания, но они  определяют пределы твоих мыслей, границы твоей веры.

   Господь Иисус Христос даёт нам наилучший пример святой жизни на земле.   «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!  Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды». Матф.23:24,25.  Попробуйте выслушать их, как будто они обращены к вам.  Для нежного слуха святого начальника, это богохульство.  Эти слова так возмутили высоколобых чекистов в Иудее, что они  убедили Пилата распять Иисуса. Но эти слова есть Истина, их произносит «Бог, пришедший во плоти»!  Или вот Его слово, обращённое к начальникам. «Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну»?  Матф.23:33. И ещё:  «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.  Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.  А как Я истину говорю, то не верите Мне».  Иоан.8:43-45.  Такие слова произносятся в определённом состоянии. И о Христе так сказано: «И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит…». Мар.3:5.  Приводя такие тексты Писания, я нахожу для себя, и для моих братьев христиан, естественным выражение критики, естественным проявление несогласия, в том числе и мирного протеста, в случае насилия, преследования, угнетения ближнего.  «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».  Иоан.15:13.

 Почему мы, воины Христовы сдаём позиции там, где нам не дозволено сдавать, даже если для этого придётся сложить головы?  Мы христиане, не претендуем на территорию государства. Мы не политическая партия. Мы не боремся за власть. Но готовы ли мы отстаивать свою власть на территорию духа?  Ведь именно такое поручение нам дал наш Господь. «Идите по всем миру!  Проповедуйте Евангелие  царства  Божьего»!

Замечу, что наша речь, наши слова, не должны быть бездумным  выражением  эмоций, проявлением гнева, тем более ненависти.  Христианина отличала и отличает  трезвость ума, свобода ото лжи, от власти временной, греховной, земной.   «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.  Слово ваше  да будет  всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому». Кол.4:5,6.  Как мы понимаем это пасторское наставление:  «Со внешними обходитесь благоразумно»? Не кажется ли вам, что нам и в голову не приходит наша активность в отношении со внешними? И благоразумие наше скорее приспособленчество.   «Моя хата с краю, я ничего не знаю».  А как вам  такое слово  святого апостола.

«Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.  Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов».  1Кор.2:15,16.   Имея ум Христов, и имея право судить обо всём, мы естественно обязаны такие суждения выносить в публичное пространство. Или ум Христов помогает нам найти норку, в которой нам уютно и подобно «пескарю премудрому»  безопасно?

  Как же нам при такой мудрости исполнить повеление   Господа. «Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, — то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей». Иез.33:8.

 Человек Божий обязан рассказать людям,  в том числе и людям во власти, о Божьем законе, и об ответственности за нарушение Божьего Закона.  Никаким представителям власти не позволено нарушать законы Божьи.  Кто же расскажет им об этом?  Это поручение Христа. Всякий исполняющий Его поручение, есть Его ученик.

   При этом, рассуждая с вами о важнейшем вопросе, о месте  христианина в гражданском обществе, перед глазами моими, в сердце моём Христос, посвятивший Себя за нас, призывающий нас достигать совершенство, постигая его святой Закон.

 «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.  Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали  и  пророков, бывших прежде вас. 

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.  И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Матф.5:9-16.

6 комментариев

  1. Юлия:

    Юрий Кириллович! Денис не спрашивал о том, допустима ли критика власти. Наоборот, он ясно написал: «Я совсем не против оценки или даже критики власти если на то есть веские причины». А вопрос его заключался в следующем: «но меня смущает «тон» в котором выражаются братья служители».
    Меня этот тон тоже давно уже смущает. Критика — это одно, а ругательные выкрики в адрес власти — совершенно другое…

  2. Юлия:

    P.S. Также Денис задал и прямой вопрос: «Есть ли в Библии границы, которые нельзя переступать, когда мы беремся критиковать власть?».
    Ответа не увидела.
    На мой взгляд, в Библии есть не только границы, но и прямое повеление — молиться «за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим.2:2).
    Может быть, наша жизнь таковой не является как раз потому, что мы мало молимся за царей и начальствующих? Предпочитаем обличение и гражданскую активность?..
    Еще, не поняла Ваших слов: «Вы обеспокоены непочтительным отношением к людям власти. Достойно. Но в таком непочтении к народу замечены и люди власти». Разве поведение христиан не должно отличаться от поведения неверующих людей?..

  3. Ю. Сипко:

    Мир вам благословенная сестра Юлия! Спасибо вам за увещание. Вы правы. Я счёл достаточным такой ответ по существу. «Язык христианина, тон его речей, безусловно, должен быть достойным, выражать мудрость, уважение к собеседнику, кем бы он ни был. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». Еф.4:29. Оказалось недостаточно. Я исхожу из убеждения,что проблема не в том, в адрес кого мы грубим, но проблема в том, что в нас, есть недопустимый уровень агрессии. Грубый тон, недопустим в отношении людей власти, но разве допустим в отношении прочих? Люди власти, это высшая каста? Так поставленный вопрос, поразил меня именно тем, что мы способны разделять людей на «уважаемых» и «неуважаемых»! Одним пиетет, и сю-сю-сю, а другим можно и «дубиной по башке». Это грех! Возвеличивание людей власти — это грех! Но и грубость грех. Злобный тон грех. Оскорбление, кого-бы то ни было -грех. Вот поэтому, я вновь завершаю словами Иисуса Христа.»Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Матф.5:9-16.

  4. Сергей:

    «Мы безгласны, потому что нам покой милей, чем жертвенное исполнение слова Господа. Нам молчание милей, ибо оно не сулит нам никаких потрясений. И власть уже без стеснения определяет границы Царства Божьего, место Церкви. Это ведь звенья одной цепи, когда в послушании власти, мы принимаем их решения за решения Божьи, и вот они уже не только регламентируют территорию твоего проживания, но они определяют пределы твоих мыслей, границы твоей веры.»
    Согласен!

  5. Сергей:

    «Человек Божий обязан рассказать людям, в том числе и людям во власти, о Божьем законе, и об ответственности за нарушение Божьего Закона. Никаким представителям власти не позволено нарушать законы Божьи. Кто же расскажет им об этом?»
    Согласен!

  6. Надя:

    Какой смысл обличать неверующего человека. У него же невозрожденное сердце! Какой смысл обличать какого-либо политика в проповеди, если это неверующий человек? Апостолы и Иисус страдали за Евангелие, а не за свои права. Соседу который ворует нет смысла рассказывать о том, что он нарушает Божью заповедь, если он неверующий — то вся его жизнь — это сплошной грех. Не путйте понятия — обличение людей считающих себя верующими и обличение неверующих. Фарисеи считали себя знающими Бога — их и обличали. Все испытания — от Бога, какие бы решения не принимала власть, пусть даже самые плачевные для нашей жизни — это все от Бога, все испытания именно Бог допускает. Но вот искушаемся ли мы в этих испытаниях — это уже наша ответственность. какой бы плохой приказ не выдал президент — наше дело жить святой жизнью, за все благодарить молиться за власть ( в первую очередь за их покаяние) и проповедывать Евангелие. Так как человек способен полностью поменяться и получить новое сердце от Бога — только через веру в Иисуса Христа, а не через наставления что нельзя курить, пить, обманывать и так далее. Даже если неверующий перестанет все это делать — это ему не поможет, он все равно пойдет в ад, в первую очередь за то, что не поверил в Иисуса Христа.

Вы можете прокомментировать статью, или задать вопрос.


 Максимальное количество символов