Eвангельские проповеди

Евангельские Проповеди и статьи Юрия Кирилловича Сипко

  • RSS
фото Сипко Юрий Кириллович и его семья

Поговорим о духовности.

  Мрачно всё вокруг.  Сгущаются тучи.  Крови много льётся.  Концентрируется злоба.  Растёт ВВП, и казалось бы,  должна расти и терпимость, удовлетворённость, однако нет.   Больше продуктов, хороших и разных, и вместе с изобилием больше  отчаяния.   Вспоминаю стариков, послевоенных лет. Скудная жизнь была. Хлеба в обрез. Картошки в обрез. Сахар деликатес. Одёжки перелицованные многократно.  Избушки, в которых ютились несколько поколений  семьи.

  И песни. И смех. И взаимная забота. И любовь.

 Я видел  счастье  в серых лицах, мужчин и женщин, которые не обладали богатством. Были практически бесправны. Были гонимы.  Были подвергнуты публичному осмеянию и осуждению.  В ужасной, лагерной тесноте, они были невероятно свободны.  Были необъяснимо радостны и веселы.

 Никакой видимой причины для их счастья я не видел. Её просто не было. Но счастье было. Это духовность. Это фундаментальное, сущностное  основание  человека.  Духовность делает человека Человеком.   Духовность, это когда  человек в гармонии с Богом. Такой человек, счастлив в одиночной камере, счастлив, когда он отвержен миром, счастлив, когда  его плоть страдает.

 Духовность не имеет ничего общего  с идейностью. Духовность не имеет ничего общего с идеологией.  Духовность не есть продукт ума человеческого, частного  или общинного.  Духовность исходит от Духа. От Бога.  Поэтому  оставим все варианты духовности, которые присутствуют в окружающем пространстве, где духовность  материалистическая соседствует с духовностью буддизма или  вайшнавизма,  язычества и марксизма — ленинизма.  Поговорим о христианской духовности.  Не общинной. Не церковной.  Но личной.  Духовность человека.

 В чём она? Что она?    Возможно ли,  обрести духовность мне,  блуждающему в лабиринтах человеческих философий?

Подлинная христианская духовность, происходит от Бога,  через возрождение от слова Божьего и  Святого  Духа.  Это,  по сути,  воскресение духа, убитого грехом.

Бердяев, русский христианский философ,  размышляя о духовности,  говорит.

«Свобода, которая противополагается природе, всегда есть дух. Ошибка натуралистической эволюционной теории заключалась в предположении, что низшее само по себе порождает высшее, что материальное в силах создавать духовное. Духовная сила в человеке есть изначально не человеческая только, но богочеловеческая. Духовность есть богочеловеческое состояние. Человек в духовной своей глубине соприкасается с божественным и из божественного источника получает поддержку».   Соприкасается с БожественнымИз Божественного источника!

  «Теологический  энциклопедический  словарь»,  даёт  следующее определение  духовности.

«Духовность, это состояние глубокого единения с Богом». 

  Достойное определение.  Добавлю, что речь идёт не о Боге, вообще, безликом или многоликом, но о Боге Библии.  Об Иегове. О Творце мира.  О Боге, о котором Иисус Христос сказал.

«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».  Иоан.4:24.

       В глубоком духовном единении   с Богом совершается тайна, одухотворяющая  человека.

Христианская духовность, это работа благодати Божьей в душе человека, от обращения до смерти.

Истинная христианская духовность, это жизнь, в которой человек, духовное, данное Богом откровение ставит выше  материалистического.   Дух Святой совершает преображение человека в образ Христа.  Плоды Духа святого, становятся определяющими в жизни духовного христианина.

 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,

 кротость, воздержание. На таковых нет закона».   Гал.5:22-23. Вот она где кроется, причина радости  людей лишённых жизненного пространства, но обретших свободу в Боге!

Путь к духовности.

  Подлинная христианская духовность есть процесс восстановления образа и подобия Божьего в человеке.

Неужели такое возможно? Да!  И возможно, и необходимо!

Начинается этот процесс с покаяния. Ах, как противно это слово  грешнику. Как невыносимо, как обидно слушать о покаянии современному человеку.   «Почти святой. Никого не убил. В чём каяться»?   Покаяние вовсе не публичный рассказ о своих грехах. Покаяние, это  отказ от грехов.  Покаяние это  умственный процесс,  прежде всего.   Покаяние это признание Бога. Его власти. Его любви. Его закона.  Покаяние, это как крик новорождённого.  Духовный человек родился! Покаяние – это освобождение от предрассудков. Освобождение от ложных теорий.  От ложных стереотипов. От ложной самоправедности. От рабства  к свободе.  С покаяния начинается становление свободной личности.  С покаяния  начинается путь восстановления  в человеке   образа  и подобия Божьего.  Покаяние это обретение себя, в духе и истине.

    В библейском  понимании,  покаяние, это изменение  ума, от противления Божьему замыслу,  к  послушанию Богу.  К гармонии с Богом и Его Словом.  Прикосновение к Божественному источнику.

Покаяние, метанойя,  есть результат воздействия Духа Святого. Это есть  рождение свыше, т.е. духовное рождение. Покаяние   сопровождается вхождением Духа Святого в  человека, и возрождением духа самого человека, умерщвлённого грехом.

 «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом».  Еф.1:13.

 «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления».  Еф.4:30.

 «Потому что вы не приняли духа рабства,  чтобы  опять  жить  в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»  Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии». Рим.8:15,16.

  Человек, переживший  возрождение, получивший Духа Святого, есть человек духовный.   Однако  такое определение  будет верным только в том случае, если  христианин ведёт  благочестивую христианскую жизнь, если,  т.е.  совершается духовный рост. Духовное развитие.  Человек духовный, это  христианин, который  подобно апостолу Павлу ведёт постоянное сражение с плотью.  О  себе Павел  говорит:  «И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным».    1Кор.9:26,27.

 «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,

 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе».  Фил.3:13,14.

 Такое же стремление и такую же посвящённость в совершенствовании Павел желает и всем христианам. «Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить»;  Ст.15.  Замечу, что это не просто дружеское пожелание, ибо нерадивым Коринфянам Павел говорит:  «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе».  1Кор.3:1.  Очевидно, что это вовсе не фигура речи, ведь   продолжая,  Павел говорит: «Потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли  обычаю  поступаете»?  1Кор.3:3.

Практические действия  для  духовного роста.

 1.      Освобождение от власти  греха.

Духовность это состояние глубокого единения с Богом. Бог Свят. Ничто нечистое не может быть  в Его присутствии.  Для  единения с Богом, мы должны  отвергнуть власть греха.

 Замечу, что  человек духовный, отличается внутренней дисциплиной. Он целеустремлён. Он формирует себя с помощью Бога.  Он посвящает время и умножает знания  для того, чтобы возрастать в истине, в святости, в духовности.  Духовный человек  приводит в порядок свои привычки. Он реформирует свою жизнь, он ревизует свои ценности.  Он силой Духа святого отказывается участвовать в нечистоплотных делах.  Духовный – значит святой. Предписывая  такие  невероятные  преобразования,  Бог Дух Святой  даёт силы и способности.  Однако  совершать процесс обязан сам человек.  Никто, ни церковь, ни родители, ни Бог, не сделают это за тебя.  Несколько прямых указаний слова Божьего на этот счёт.

«Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души».  Иак.1:21.

     «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие». 1Пет.2:1.

    «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;

не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его».   Кол.3:8,9.

  «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.  Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;  и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.  Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.  Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас»;  Ефес. 4: 25-31.

  «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего,  и не сообразуйтесь с веком сим. Рим. 12: 1-2.

 2.Преобразование ума.

 Духовность это  состояние глубокого единения с Богом.   Человек духовный это, прежде всего человек разумный.  Духовный – значит мудрый. Как ни покажется странным, но духовный человек получает от Бога предписание и способность преобразовывать свой ум.  Преобразовывать свой внутренний мир.

 «Преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».  Рим.12:2.  Для такого преобразования нам дано откровение Божье. Приведённые  тексты Писания, убедительно говорят о том,  что разум  человека, подконтролен духу человека.  Именно в этом и заключается  природа духовности.  Дух человека,  возрождённый силой Бога способен переформатировать разум.  Дух человека, возрождённый силой Бога способен контролировать разум, развивая его в чистоте учения Господнего.

 «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем  надобно  судить духовно.  Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.  Ибо кто познал ум Господень, чтобы  мог  судить его? А мы имеем ум Христов».   1Кор.2:14-16.

  Вот почему святой апостол Павел, будучи,  безусловно, духовным, утверждает:

«Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.  Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа».  Фил.3:7,8.

   Познание Христа, т.е. работа ума, под воздействием Духа, приводит к тому, что Павел увидел суетность карьеры и богатства, религиозности и образованности.  Его просвещённый ум, получил способность отличать чистое от нечистого, святое от  порочного. Это доступно только человеку духовному.  Ведь он соединён с  Духом Божьим, который ведёт его в вечность.  Теперь его ум целиком погружён в самое созидательное дело, познавать Христа!  Пророк Исайя  говорит: гл53:11.

«чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет».

3.    Преобразование  внутреннего мира.

   Духовность – состояние  глубокого  единения  с Богом.

«И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом».  1Пет.2:5.

  Человек духовный, это человек,  внутренний мир которого представляет собой святой храм Божий.  Господь говорил, что  из сердца  человека исходят порочные  мысли, трансформирующиеся в  преступные поступки. Они оскверняют человека.  Так бывает у человека порабощённого грехом.  Духовный человек, возрождённый Духом Святым,  очищает свой внутренний мир.     Духовный человек, созидает из себя храм Духа святого.

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои»?  1Кор.6:19.

 Наверное,  это самое сложное.  Формировать свой внутренний мир, как храм Святого Духа.

   Но без устроения духовного дома в себе самом, не может быть человека духовного.   Человек духовный – священник Бога всевышнего.   Священник,  служащий от лица Бога свят. Его действия должны быть безупречны. Его слова должны быть точным выражением  воли Бога.

Такая высокая ответственность  заставляет христианина   дисциплинировать свою мыслительную деятельность.

«Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;  о горнем помышляйте, а не о земном.   Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге». Кол.3:1-3.

Такая ответственность заставляет христианина  оттачивать свой язык.

 «Но, да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Матф.5:37.

  «Слово ваше  да будет  всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому». Кол.4:6.

Такая ответственность заставляет христианина  дисциплинировать свои чувства.

 «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Фил.2:5.

  Это высокие духовные качества есть результат серьёзного созидания своего внутреннего мира. В духовном доме, в храме, центральное место занимает жертвенник. Принося себя в жертву святую, буквальное полагая себя на жертвенник, духовный человек  исполняется Духом Святым.

 Можно было на этом поставить точку.  Ибо духовность это, прежде всего внутренний мир человека.  Это состояние глубокого   единения  с Богом.

  Но как говорит наш Спаситель о духовных людях.

«Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы». Матф.5:14.

  Этот свет светит всем. Этот свет от Света, дух от Духа. И потому дела духовного человека всегда есть исполнение воли Бога.  Внутренний мир духовного человека  обнаруживается в поступках.

 4.    Духовный человек служит ближним.

 «Вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,  в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,  в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь».  2Пет.1:5-7.

  «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,   снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.  Более же всего облекитесь  в любовь, которая есть совокупность совершенства.  Кол.3:12-14.

    Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.  Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».  Гал.6:1,2.

5 комментариев

  1. Ирина Чадова:

    Шалом! Замечательная статья, очень обстоятельная и обоснованная Словом Божьим!
    Вот только мне не понятно, почему в стихах из Библии, приведенных в статье, Иоанна 4:24 и Галатам 5:22 слово Дух не пишется с заглавной буквы?
    Ведь «Бог есть Дух (Божий Триединый), и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине.» (Богодухновенного Слова Божьего) Иоанна 4:24;
    «Плод же Духа (Святого в духе истинно верующего христианина): любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.» Галатам 5:22-23.
    Сатана с его армией «духов злобы поднебесных»(Еф.6:12) тоже дух, но в истинах Божьих, записанных в Иоанна 4:23-24, Галатам 5:22, явно не о нем речь…

  2. Ю. Сипко:

    Шалом! Если мы прочтём внимательно предложенные вами тексты, мы согласимся с написанным. Вот у Иоанна. «Бог есть Дух»! «Человек должен поклоняться в духе»! Очевидно, когда речь идёт о Боге Духе, пишется прописными буквами, но когда речь идёт о духе человека- строчные буквы.
    Как вы объясняете плоды Духа Святого в человеке? Павел показывает дела (плоды) плоти, затем плоды духа. Человек плотской, дела плоти. Человек духовный — плоды возрождённого духа. Дух Святой учит, обличает, наставляет, и когда человек принимает Духа Святого, становится духовным. И приносит духовные плоды.

  3. Ирина Чадова:

    Юрий Кириллович! Человек должен поклоняться в Духе, т.е. под ведением Духа Святого, будучи исполненным Им, как Апостолы ка Пятидесятницу, например, или следуя истине Божьей, записанной в Ефесянам 5:18-19.
    В отношении плодов Духа (Галатам 5:22-23) акцент, на мой взгляд, нужно делать на том, что в наличии их основная заслуга Духа Святого, Господа Иисуса Христа (нам умаляться, Ему возрастать).
    «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов…»
    (Иакова 1:17)

    Люди, поклоняющиеся сатане, недуховные или антихристового духа?

  4. Ю. Сипко:

    Бог Дух Святой через слово Евангелия возрождает человека. Человек возрождённый — человек духовный. В нём живёт Дух Святой. Дух Святой обличает человека, учит, вразумляет. В этом заключается служение Духа Святого. Но слова, поступки совершает человек! Если он угашает Духа святого, он остаётся плотским человеком. 1Кор.3:3-4. Его дела плотские. Если он покоряется Духу Святому, исполняется Духом Святым, он духовный. Его поступки духовные, это плоды возрождённого духа человека. Очень ёмкое слово Петра, даёт нам ясность в этом вопросе: «Сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом». 1Пет.2:5. Сами! Сами устрояйте! Сами приносите святые жертвы! Сами поклоняйтесь в духе и истине!
    В самом начале статьи я сказал, что мы говорим о христианской духовности. Претензия на духовность вне Христа есть попытка заменить истину ложью. «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире». 1Иоан.4:3.

  5. Ирина Чадова:

    Да, есть Дух Святой, Дух Божий, а есть дух антихриста.
    И я глубоко убеждена в том, что для того, чтобы четко разделить эти понятия во всех местах, где подразумевается ведение Духа Божьего, исполнение Духом Святым лучше слово Дух (плоды Духа, поклоняться в Духе) писать с заглавной буквы.
    И чем меньше мы уповаем на самих себя, на свой дух, почитая себя супердуховными, тем лучше, ибо мы не свои, а Божьи:
    «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.» (1Кор.6:19-20)
    Аллилуйя Господу Богу Вседержителю за все!

Вы можете прокомментировать статью, или задать вопрос.


 Максимальное количество символов