Eвангельские проповеди

Евангельские Проповеди и статьи Юрия Кирилловича Сипко

  • RSS
фото Сипко Юрий Кириллович и его семья

Приветствую вас Юрий Кириллович, меня интересуют несколько вопросов:

Где грань между верой и фанатизмом?
Как оставаться верующим и не стать при этом фанатичным?
Возможна ли вера без фанатизма?
Что отличает верующего человека от фанатика?
И что такое фанатизм, по-вашему?
Пожалуйста, напишите, что думаете

 Мир вам благословенный  брат.

  • Что такое  фанатизм?

 Вот что говорит энциклопедия. «Фанатизм (франц. fanatisme, от лат. fanaticus – (исступлённый, безумный, неистовый), доведённая до крайней степени приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым другим взглядам, например религиозный фанатизм».   Корнем  этого явления, как его не описывай, является  вера.  Приверженность  верованиям  сама по себе не является фанатизмом.  Верность вере, до определённой степени,   позитивно характеризует человека. Фанатизм, фанатик, производное  от fanum —  священное место, жертвенник.    Святое место, святые предметы, дух, незримый, но влиятельный. Ему приносят жертвы, он подчиняет  себе человека или общество,  он дух, предъявляет  обществу свои требования и от человека, от общества требует точного и неукоснительно исполнения.   Всякое нарушение требований духа, влечёт за собой жестокое и неотвратимое наказание, вплоть до смертной казни.  Такова природа фанатизма.  Здесь уже не имеет значения, что и кто выражает  волю духа исходящую из  fanumа. Это может быть как религиозный, так и политический дух, как вера в божество, так и вера в атеизм, как фанатизм спортивный, так  и национальный.   Это духовное явление несущее смерть происходит из бездны, от духа сатанинского.  Это,  по сути,  есть одержимость, так как  дух человека пленён духом  злобным, его воля подчинена  духу злобы, его разум повреждён, он не в состоянии контролировать себя.  Реальность дьявола и армии бесов сегодня отрицает лишь дьявол.  Христос  называет его вором, и определяет его миссию так.   «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить». Иоан. 10:10.  Первое реальное действие дьявола, описанное в книге Бытие, именно так и представляет плоды его деятельности.    «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». Быт.4:8. До этого момента Бог предупреждал  Каина. «И сказал Господь Бог Каину: «Почему ты огорчился? И отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Быт.4:6,7.  Влечение греха, по определению Божьему и есть та фанатичная страсть, которая поднимает руку на убийство брата. Идея или носитель идеи могут принимать даже вид ангела света, выглядеть  привлекательными  и справедливыми.   Но если действия «верующих», становятся фанатичными, если их отношения к людям иных исповеданий и практик источают ненависть, если верность своему «храму»  ведёт их на уничтожение всех,  кто не поддерживает их убеждения, не поклоняется их кумиру, можно с уверенностью сказать что источник этой веры  дьявол.  Это и есть фанатизм.  Когда ученики  Иисуса Христа были отвержены в одном селении, они предложили Иисусу. «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» Это проявление фанатизма.  «Но Он, обернувшись к ним, запретил им и сказал: «Не знаете, какого вы духа, ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать». Лук.9:54-56.  Здесь ясное определение  проблемы. Фанатизм есть одержимость духом зла.  Именно это исступление, нетерпимость к иным мнениям, к иным ценностям, к иным способам выражения веры, и есть тот рубеж, за которым вера становится фанатизмом. От фанатизма Каина, до фанатизма коммунистического атеизма мы наблюдаем картину жесточайшей нетерпимости, ненависти, тотального уничтожения инакомыслия.  Все  конфликты, от семейной драмы, до мировой войны,  являются продуктом  веры. Вера в свою правоту, вера в свою идею. Вера в свои самые правильные представления о счастье.  Вера в свои права и свою власть.  Фанатичная вера, одержимость, безумное следование  внушённой дьяволом идее.    У Бердяева есть работа с названием  «О фанатизме, ортодоксии и истине».  Он в частности говорит так. «Фанатическая нетерпимость есть всегда глубокое неверие в человека, в образ Божий в человеке, неверие в силу истины, т.е., в конце концов, неверие в Бога. Ленин так же не верил в человека и в силу  истины, как и Победоносцев: они одной расы. Человек, допустивший себя до одержимости идеей мировой опасности и мирового заговора масонов, евреев, иезуитов, большевиков  или оккультного общества убийц,  перестает верить в Божью силу, в силу истины и полагается лишь на собственные насилия, жестокости и убийства. Такой человек есть, в сущности, предмет психопатологии и психоанализа. Маниакальная идея, внушенная страхом, и есть самая большая опасность. Сейчас фанатизм, пафос общеобязательной ортодоксальной истины обнаруживают себя в фашизме, в коммунизме, в крайних формах религиозного догматизма и традиционализма. Фанатизм всегда делит мир и человечество,  на две части, на два враждебных лагеря».  Сказано почти сто лет назад, однако свежо.

  • Возможна ли вера без фанатизма?

Да, безусловно. Это вера есть дар Бога.  Бог есть любовь. Бог источник мира. Бог источник жизни. Вот слова Христа: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком». Что отличает верующего человека от фанатика?    Всякий фанатик есть человек верующий.  Но не всякая вера ведёт к фанатизму.  Истинная вера в Бога, открытая нам Иисусом Христом, даёт нам пример веры без фанатизма, пример веры, свободной от влияния дьявола.   Источник истинной веры есть Бог.  Христос, явивший Бога истинного, даёт нам образ веры спасающей.  Веры страдающей. Веры  действующей любовью. Веры разумной. Веры покоряющей страсть, веры смиряющей, любящей.    Такая вера, исходящая от Христа, не бывает фанатичной, ибо она производит не ненависть к инакомыслящим, но любовь.   Сам Иисус Христос, имея все ресурсы для покорения  всех людей, для уничтожения  всяких  идолов, не поднял руки даже для  защиты  Себя. Он продемонстрировал веру необычайной свободы, необычайного терпения, необычайной любви.  Его верность Отцу, Его закону,  истинному Духу Святому  остаётся  абсолютной.  «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».  Матф.5:17. В  Его словах  и поступках мы не найдём и тени фанатизма.  Нет  ненависти. Нет  нетерпимости.  Во всём любовь. Даже на кресте, умирая от мук, Он молится о тех, кто фанатично, будучи  одержимыми  духом ненависти предают смерти  безвинного Иисуса.   Вера в Иисуса Христа и есть истинная спасающая вера. Вера в Иисуса Христа вскрывает  моё истинное состояние, обнаруживает  крайнюю    испорченность, зависимость от греховных влечений. Лук. 14:26.  Вера в Иисуса Христа производит раскаяние, преображение разума, очищение чувств и высвобождение  воли на дела святые.  Вера в  Иисуса Христа соединяет верующего с Христом и наделяет верующего качествами Христа.  Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа не простая  формальность в христианской практике. Это есть отречение от власти дьявола  и предание себя  в волю Божью, соединение с Богом.  Не слепая вера, не вера производящая ненависть, но вера производящая любовь.  Вера, освобождающая  душу  от власти духов злобы, от власти духов ненависти. Такая вера есть вера любви.  Такая вера  способна пожертвовать собою ради ближнего, как и Христос  предал Себя за нас. Такова вера без фанатизма.

  Вы скажете, а как же ужасы инквизиции?  А как же крестовые походы? А как же гонения верующих христиан  официальными  христианскими  учреждениями?  Да и бытовые склоки, расколы, ненависть в христианской среде, разве не есть фанатизм?  Да! Это всё  проявление фанатизма. Это всё реакция не возрождённой плоти.  Можно сказать, что подобные явления в христианстве, свидетельствуют о том, что  если человек  возьмёт на вооружение принципы  Небесного Царства, и своею властью попытается  устанавливать их на земле, требуя их соблюдения от всех,  веруя в их непреложную святость,  то такая вера неизбежно  превратится в фанатизм. Эти примеры лишь подтверждают  глубину поражения души человека, тем самым подчёркивая, что дух человека,  его душа действительно в рабстве.   Духовное порабощение тотально. Избавление от рабства  посильно лишь Христу.  «Иисус отвечал им: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, раб греха.  Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.  Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.  Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.  Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего».  Иоан.8:33-37.  Эти слова Иисуса   подтверждают  полную и всеобщую  зависимость человека от власти дьявола.  Власть дьявола проявляется  в ненависти, в подавлении свободы, в желании убивать.  Свободу от власти дьявола  даёт  только  Сын Божий.  Вера в Иисуса Христа делает человека свободным от власти дьявола.  «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода». 2Кор.3:17.   Именно это  и отличает  веру  спасающую,   от веры фанатичной. Вера в Иисуса Христа производит любовь.   Неверие в Иисуса Христа приводит к  фанатичной ненависти.

  • Как  быть  верующим и не стать при этом фанатичным?

Прекрасный вопрос.  Мы уже определили, что фанатизм есть поражение духа и души силами зла. Одержимость. Власть греха. Вера без фанатизма  есть,  по сути,  освобождение человека от власти дьявола.  Вера свободная от фанатизма есть точное следование  учению Иисуса Христа.  «Придите ко Мне, все измученные и обремененные, и Я успокою вас;  возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим,  ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».  Матф.11:28-30. Можно сказать своими словами.   Чтобы не стать фанатичным, нужно любить Бога и любить людей. Христос так выразил сущность веры в Бога. «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим, и всей крепостью твоей“ – вот первая заповедь!  Вторая подобная ей: „Возлюби ближнего твоего, как самого себя“. Иной, большей этих, заповеди нет». Мар.12:30,31.

Об этом, иными словами святой апостол Павел пишет в своём послании Римлянам.  «Итак, умоляю вас, братья, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу,  для разумного служения вашего  и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». Рим.12:1,2.

 Такая вера никогда не станет фанатичной.

8 комментариев

  1. Григорий:

    Вопрос!
    Для чего или с какой целью были созданы Адам и Ева?

  2. Григорий:

    Вопрос!
    Что было раньше, яйцо или курица?

  3. Григорий:

    Вопрос!
    Как понимать, что мы созданы по Образу и Подобию?

  4. Григорий:

    Вопрос!
    Что означает, когда иудей принимает обряд крещения на реке Иордан?
    …..что это? смена веры?

  5. Григорий:

    Вопрос!
    Почему храмы не работают круглосуточно?
    Это что, — вера по расписанию?

  6. Григорий:

    Вопрос!
    Если одна из заповедей гласит, — Не убий, то как понимать, — Око за Око!

  7. Григорий:

    Вопрос!
    Если я создан по Образу и Подобию, то в чём же я должен каяться?

  8. Григорий:

    Вопрос!
    Почему духовенство не создаёт БЕСПЛАТНЫЕ школы где учат себя вести в храме, где учат понимать слово Божье?

Вы можете прокомментировать статью, или задать вопрос.


 Максимальное количество символов