Eвангельские проповеди

Евангельские Проповеди и статьи Юрия Кирилловича Сипко

  • RSS
фото Сипко Юрий Кириллович и его семья

Вопрос: В последнее время психологи трубят о необходимости налаживания отношений человека с самим собой. Высокая самооценка, самоуважение, любовь к себе — без этих личностных характеристик человек не сможет добиться успеха в жизни. На эти темы пишутся и продаются книги, проводятся тренинги.
Из уст психологов часто можно услышать библейскую заповедь: «возлюби ближнего своего, как самого себя», причём акцент ставиться на словах «как самого себя». Что это — формирование у людей потребности иметь высокую самооценку и уверенность в себе, чтобы потом этот товар им продавать, или Бог действительно имел в виду, что человек, будучи Его созданием, должен любить себя? Как христианин должен относиться к себе? Может ли отношение христианина к себе быть однозначным? И как Вы к себе относитесь, Юрий Кириллович?
В Православии и Католицизме считается, что если человек любит себя, то отвергает Бога, и наоборот, если любит Бога, то отвергает себя. Любовь к себе противопоставляется любви к Богу, поэтому любовь к себе является грехом. Мне близка именно такая духовная позиция.
С уважением, Виталий.

Ответ:   Мир и благодать Вам уважаемый Виталий.

  Мы  все наследники православной традиции в России, и вообще на постсоветском пространстве.  Мы все  осознано или неосознанно исповедуем и практикуем элементы православия в жизни даже светской. Это и  смешанные праздники,  религиозные христианские и языческие, теперь ещё и коммунистические, это календарь наш, так называемый «старый стиль», это язык церковно-славянский язык, освящённый и бытовой русский, литературный и разговорный, как хулиганский, неподобающий в познании Божьей правды. Это определяет наш национальный характер, двойственность нашу.  Всё это я воспринимаю как метастазы  языческого  прошлого и не воспринятого до конца Евангелия Иисуса Христа. Все перечисленные факты смешения зерна и мякины говорят в пользу того, что Лесков был прав, в своё время,  выразив в словах: « Русь  была крещена, но не просвещена»!

    Вы говорите,  ссылаясь  на традиции церкви, что любовь к себе является грехом. Давайте  в начале,  оценим авторитет и достоинство тех, кто от лица церкви  навязывает нам свои  собственные измышления. Посмотрите, как не  любят себя  служители церкви.  Какая жуткая, оголтелая реакция на попытки некоторых светских, нерелигиозных людей обличить служителей церкви в стяжательстве.  Даже Думу подключили, мол, нужен закон, карающий тех, кто нелестно отзовётся о священнике. Во как себя не любят! Попытки указать служителям церкви на их увлечение богатством в ущерб духовности также вылились в публичное отстаивание права священников быть богатыми, даже вопреки канонам Церкви.  Жестокое непрощение демонстрирует высшее церковное начальство по отношению  к своему соседу, запылившему квартиру.  Двадцать миллионов компенсации Кирилл считает снисходительным, братским, скромным требованием. Мол,  мог и два раза больше  потребовать, но по- христиански, смиренно, не любя себя, удовлетворюсь жалкими двадцатью миллионами.  И берёт эти деньги от брата своего, священника православной церкви.  Проповедуют  прощение по заветам Иисуса Христа, который учит « Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,  а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Матф.6:14,15; однако когда девушки помолились не традиционно в Храме Христа Спасителя, то эти проповедники убеждают весь мир, что прощать,  вообще грех.  Сидят себе девушки, уже скоро полгода будет.  Протоиерей Смирнов, не любя себя,  призывает с телеэкрана камнями побивать инакомыслящих, гнать их так, чтобы земля горела под ногами. Это священник церкви?  Христос то ведь учил страдать, любить врагов, прощать всем. Такому человеку разве можно доверять?  Этот экскурс  я делаю намеренно, чтобы показать, что  нам негоже свои принципы строить на каких бы то ни было человеческих постановлениях. Даже если таковые называют  себя церковью, или собором.

 Таким образом, чтобы иметь то или иное убеждение, мы обращаемся к источнику познания, который не запятнан ложью, не замутнён человеческим лукавством, и не связан с сильными мира сего.

 Такой источник Библия. Интересно, что вы,  цитируя Слова Иисуса Христа, «возлюби ближнего своего, как самого себя», упрекаете психологов.   Не скрою. Есть война между пасторами, которые в своей практике пользуются психологией, и пасторами, которые  отвергают психологию,  на словах, но используют на деле, при этом называя психологию «библейским душепопечительством».   Это та же лукавая отсебятина,  в угоду горделивой плоти.

  Вернёмся к вопросу.  Любить себя грех.  О’кей.  Давай проверим тех, кто исповедует этот постулат.  Все врут. Иначе они бы давно уже вымерли.  Чуть заболит зуб, и к врачам.  Стригутся, чтобы выглядеть супер. Одеваются, что называется «от Кардена».  Ещё мало этого, ненавидя себя, понимая свою греховную сущность, отвергая её,  так сказать распиная, так парфюмом себя любимого обновят, и в золото, так чтобы  ничего кроме золота было не видно. Пешочком не пойдут. «Мерс»  с мигалкой и охраной.  Учитель! Где живёшь?  В Переделкино.  Туда простым смертным вход закрыт.   Приходские, те лишены права любить себя, тем действительно грех.  Так что брат мой, не срастается.  Говорят- то,  говорят, но при этом любят только  себя, и только себя. Даже ближних не любят.

  Но что важно, ложь эта ведь направлена прямо против Писания.  Писание указывает, что точка отсчёта по отношению к ближним,  любить которых  есть вторая важнейшая заповедь Бога, так вот точка отсчёта,  любовь к себе. Как себя любишь, так люби и ближнего.  Любовь к себе это не продукт воли человека. Это сущность человека.  Это естественное состояние человека. Это данность от Бога!

  Вообще вот представим себе картину.  Поиграем. «Я себя не люблю. Я даже себя ненавижу.  Я так противен  себе, всё во мне  погано, всё исковеркано, всё не так как  надо». И при этом  сделать то ничего нельзя.  Подправил, например что-то в себе, и сказал: «Слава Богу, ну теперь хоть ногти  по человечески выглядят». И согрешил.  А нытьё,  что всё не так, есть  упрёки Богу.  Ведь Он всё соделал премудро, кроме меня. «Всё великолепно, природа, космос, люди, дети, удивительно здорово, как всё прекрасно, как я люблю Твоё творение   Боже Мой!  Я вижу Тебя во всём!  Ты потрясающе велик и дело рук Твоих красота!  Вот только  одно у Тебя не получилось.  Меня ты сделал уродом.  Я себя ненавижу. Во мне всё противно».

Вернёмся в Евангелие.

    «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;  какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою»? Матф.16:24-26;

 Иисус  говорит ведь о Себе!  Он говорит, что абсолютная красота, и временной жизни и вечной, в Нём!  Что в этом предложении Иисуса Христа?  «Я  предлагаю вам лучшее, большее, вечное. Вы сегодня имеете кое-что, но это чепуха, против того, что Я могу вам дать! Так что бросайте эту свою  похлёбку, давайте будем вкушать истинную пищу и истинное питие».  Выбор за нами. Какое основание? Любовь к себе!  Если я сделаю так, как говорит Иисус, то мне будет лучше!

 Ещё более радикально Иисус предлагает:  «С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им:  если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;  и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником».  Лук.14:25-27;

  О чём речь? Я – это ведь не мешок костей. Я — это мои эмоции, некий запас убеждений, принципов, некоторые мечты, пристрастия, желания. Не зная истины, любя себя, я живу как все. Теперь Христос приходит, и говорит. «Вас обманули. Неверные у вас понятия. Неверные принципы жизни. Неверные цели. Поэтому вы и страдаете.   Я предлагаю Вам  Истину, всеобъемлющую, которая проведёт вас в дом Бога, и вы будете с Ним жить вечно»!  Что для этого нужно?  Всё оставьте. Все  пристрастия, всякую зависимость, все свои ложные ценности. Возненавидеть в данном случае, вовсе не исполниться чувством ненависти, но отвергнуть неверные принципы.  Ведь чаще всего мы их получили по наследству, некоторые как условные рефлексы, некоторые как безусловные рефлексы.  Для многих установки родителей  имеют  самое непререкаемое значение.  Эти связи настолько глубоки, что мы  ими выражаем себя.  Вот почему нам нужно радикальное отвержение, абсолютно всего и всех, дабы расстаться со смертным и обрести бессмертное.   Чтобы идти за Христом, нужно абсолютное посвящение Ему. Это и означает отречься от всего, даже не смотреть, не видеть.  Иначе бы Христос призывал вопреки заповеди закон, «почитай отца и мать», к богохульству.

   На чём построено наше размышление о предложенном блаженстве?  Мы любим себя. Это вообще не обсуждается.  Нам в большей или меньшей степени хорошо, и также в разной степени тревожно.  Предложение Иисуса потрясающее?  «Что делать? Что будет если?  Да! Это не жизнь. Смерть всё равно уничтожает все мои мечты и лишает смысла мои старания.  А ОН предлагает вечность!  Это стоит того! Решено. Принимаю! Господи! Я иду за тобою»!

 Так и ученики Иисуса Христа, апостолы в своё время подошли к Нему с вопросом.  «Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?  Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.  И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». Матф.19:27-29;

Не любя себя,  вы и шага не сделаете.  Не любя себя,  вы даже картошку чистить не будете. И так сгрызёте.  И всё враки  по поводу того, что любить себя грех.  Нет  такого в Библии. Не любя себя,  вы не сможете оценить предложений Божьей любви. Не любя себя,  вы ада не устрашитесь, вы боли не познаете, вы прощения не оцените. Всё от любви. Бог дал нам любовь!

 Потому что Бог есть любовь.  Он сделал вас Храмом для Духа Святого! Он освятил вас Собою. Он назвал вас сыном и дочерью.  Он ваше имя записал на дланях Своих. Он сделал вас братом и сестрой Сыну Своему единородному.  Он ожидает вас в своих обителях.

 «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.  Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.  Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.  И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них». Иоан.17:22-26;

2 комментария

  1. Сергей:

    Браво, Юрий Кириллович! Отличное объяснение про «отвергнись себя», которое на многих навевает уныние. Выбрось свое, возьми вместо этого лучшее, Христово — вот та радость, которая также сокрыта и во всех наших грустных, на первый взгляд, баптистских гимнах 🙂

  2. Ю. Сипко:

    Спасибо брат за доброе слово о песнях наших, это ведь выражение души, болящей и скорбящей и ищущей и нашедшей.

Вы можете прокомментировать статью, или задать вопрос.


 Максимальное количество символов