Eвангельские проповеди

Евангельские Проповеди и статьи Юрия Кирилловича Сипко

  • RSS

Вопрос: Приветствую вас, Юрий Кириллович, помогите найти правильный ответ на следующий вопрос. Группа верующих, предлагает за определённую плату  услуги поместным общинам, церквам  в  изготовлении инфо-плакатов, красочных приглашений, карточек, программ, т.е. флайеров - FLYER - для семинаров, собраний, евангелизаций и т.д. (нужда в них в общинах большая). Считается ли такое служение для Господа, для прославления Его и во благо церкви,  или такое служение становится греховным, сребролюбивым  и коммерческим, учитывая оплату за труд? Допустимо ли расходы за подобные услуги покрывать из церковной  кассы?  Либо братья и сёстры обязаны служить этими дарами и способностями для всех церквей без гонорара, безвозмездно? Благодарю сердечно заранее за подробный ответ по Евангелию! Сестра во Христе Анна-Мария.

 Ответ: Приветствую Вас благословенная сестра в Господе  Анна-Мария.  Вопрос ваш о проблеме товарно-денежных отношений   общины.  Ответ мог бы быть кратким.  Надо платить. Из церковной кассы надо оплачивать все приобретения.  В таком процессе нет никаких греховных деяний.  Зарплата не является  проявлением сребролюбия.  Продажа произведённого товара не является проявлением сребролюбия. Как верующие, так и не верующие  в равной степени  должны трудиться, и получать соответствующее материальное вознаграждение за труд.  Таков закон, о чём сказал Иисус Христос. «Трудящийся достоин пропитания».  Матф. 10:10.

Однако жизнь сложнее, и время от времени задаёт новые вопросы.  Давайте рассмотрим ситуацию,  возникшую в вашей общине.  Группа верующих, как я понял, это некая производственная кампания,  которая производит названные вами товары.  Желая послужить Господу, братья организовали их производство во внеурочное время. Предложили товар за полцены в свою общину. И тут возник вопрос.  «Как же так, вы наши братья, предлагаете нам платить вам?  Вы наживаетесь на нас.  Это грех».  «Да мы всего 50% от цены просим». Но процесс обвинения уже запущен.  Так как же должны решаться подобные вопросы в церкви?

Представим себе ситуацию. Растущая церковь. Возникают новые служения. Растёт необходимость в материалах рекламного характера. Руководство церкви стоит перед выбором. Закупать  нужные материалы в действующих на рынке кампаниях, или  создать из своих членов церкви,  на площадях принадлежащих церкви производство нужных материалов.

Рассмотрим вариант создания своего производства.

Безусловно, нужна площадка для такого производства.  Потребуется оборудование. Придётся платить. Потребуется штат работников, и им придётся платить зарплату. Потребуются материалы, и их придётся приобретать на рынке, соответственно оплачивая по рыночным ценам.   Сделать подобную работу на общественных началах, или как пожертвование,  невозможно, ибо здесь требуется квалифицированные  работники и оборудование соответственное.

 Есть преимущество в таком варианте. Работу  делают святые люди. Делают именно то, что необходимо церкви. Делают качественно и в срок.  Есть и сложности в таком  проекте.  Малые объёмы производства делают  продукт очень  дорогим. Кроме того,  этот путь неизбежно приведёт к созданию коммерческой организации, которая станет производить товар не только для своей общины, но и для всех, кому подобная продукция нужна. Бизнес станет разрушать общину.  Конфликт неизбежно возникнет на стадии распределения прибыли.  Ещё раньше конфликт  в виде подозрений и сплетен будет будоражить церковь. Затем перейдёт в конфликт  между руководством церкви и руководством бизнеса.  Церковь станет перед  необходимостью, отделить бизнес от духовного служения. Итак, вариант собственного производства исключается.  Скажу, что Церковь не должна заниматься бизнесом.  Никакие коммерческие проекты Церкви  не приведут к добрым результатам.

 Есть вариант заказывать нужные материалы у кампаний производящих подобную продукцию.  Условия простые.  Вы даёте заказ. Если нужно эскизы требуемых материалов. Сроки изготовления.  Согласовываете материалы. Сроки исполнения. Качество. Способы доставки товара.  Цена.  Подписали договор и оплатили.

  В нужное время вы получили товар.  Так действуют все граждане, когда покупают нужное в торговых центрах. Так действуют все организации, когда приобретают нужные товары для своего производства. Так действуют и религиозные общины, обеспечивая нормальную эксплуатацию зданий принадлежащих церкви.  Даже вино для причастия приобретается в торговой сети. Равно как и хлеб. Если хлеб выпекается в общине, то мука закупается на рынке. И никаких проблем в этом не возникает.  Никто не требует у производителей товаров или у продающих их отпускать товар бесплатно или за половину стоимости.  Но нередко бывает так, что для дела Божьего в церковь продавцы добровольно  снижают цену. Это очень распространённая  практика. Однако замечу, снижение цены всегда добровольное дело хозяина товара.  При этом, у дающего  возникает чувство своего превосходства, право на снисхождение, мысль о том, что теперь он имеет некоторое преимущество перед другими.  Бывает так, что член церкви делает для нужд общины серьёзные скидки,  благодетельствует служителям, создавая у них чувство зависимости. В таких ситуациях, служитель может  утратить объективность в суждениях и действиях, а даритель  невольно входит в роль некоего хозяина.  Опасное положение.  «Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее». Прит.29:4.

 Как я понял, у вас особая ситуация. Некоторые люди из вашей общины, решили добровольно, сами, удовлетворить нужду церкви в рекламных материалах.   Для этой работы, они решили использовать существующее оборудование, принадлежащее, скажем, их работодателю.  Выполнять заказы церкви в неурочное время.  Поскольку они члены церкви, они кроме этого решили, что для своей общины будут отпускать товар за 50% стоимости.

И вот вопрос. «Имеет ли право пастор просить производить  продукцию без оплаты»?    Право просить имеют все.  Некоторые просят, находясь в безвыходном положении, в нищете, некоторые просят, надеясь получить  выгоду.  Если пастор просит, по причине бедности, тогда нужно обратиться ко всей общине и попросить  всем миром пожертвовать на нужное приобретение.   Но установить цену, снизить цену, или,  отдать товар бесплатно решает хозяин товара.   Назначенная за    товар цена,   всегда представляет собой соглашение между продающим и покупающим.  Случается, что цену выставляют неимоверно завышенную,  желая получить наивысшую прибыль. Такое  завышение цены может свидетельствовать о сребролюбии. Но в равной степени желание получить товар бесплатно, или ниже существующих цен, в ущерб производителю,  может свидетельствовать  о сребролюбии покупателя.   Закон же состоит в том, что «трудящийся достоин пропитания».  Матф. 10:10.  Сказать проще,  труд должен быть достойно  оплачен.  Кроме того, в таком положении вещей есть и этическая сторона.  Она гораздо существеннее материальной.  Пастор является духовным учителем в церкви.  Он учит Закону Божьему  общину и обязан беспристрастно возвещать всю правду Божью всем, невзирая на лица.    Он должен быть свободен от  решения материальных проблем.  Вопросы материального обеспечения  церкви должны  решать диаконы, под руководством церковного совета.   Деян.6:2. Управление деньгами разрушает пасторскую свободу.  Есть в Писании упрёк   Израилю, именно за то, что главы народа впали в меркантильную зависимость, и тем самым попрали правду Божью.

«А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его. Слушайте же это, главы дома Иаковлева и князья дома Израилева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое,  созидающие Сион кровью и Иерусалим - неправдою!  Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: "не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!"  Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом». Мих.3:8-12.  Древнее пророчество исполнилось, но теперь предупреждает нас.  Именно здесь, в этом господстве денег проявляется то, что Павел называет «корень всех зол».

  Важно помнить, что в цене товара, есть стоимость материалов, есть стоимость эксплуатации оборудования, есть стоимость рабочей силы, транспортные расходы, электричество, вода, и прочие расходы. Когда братья  готовы сделать скидку в 50%, это будет стоимость рабочей силы, т.е. их собственные затраты. Они тем самым, предлагают сделать для церкви бесплатно нужные изделия. Оставшиеся 50%  цены товара, это как раз и есть стоимость материалов, стоимость оборудования, электричество,  вода и прочие расходы.  Если же они отдадут продукт совершенно бесплатно, значит им придётся оплатить стоимость материала и стоимость оборудования из своего кармана.  Такое предложение братьев – это жертвенное служение, это достойно всякой похвалы.  Ведь они согласились  бесплатно работать, после рабочего дня.  Это значит, братья оставляют свои дела в семье, они перекладывают на своих жён дополнительную нагрузку, они оставляют своих детей без отцовского внимания.  Члены семей трудящихся, буду испытывать чувство несправедливости.  Обязательно. Пастору при таком предложении надлежит убедить братьев, взять цену за товар, чтобы не было ущерба в семье.  Ведь Писание учит нас.  «Ибо если есть усердие, то оно принимается, смотря по тому, кто, что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не  требуется, чтобы другим  было  облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность». 2Кор.8:12,13.   Данное предписание святого апостола Павла ясно говорит нам, что не должно налагать непосильные обязанности на одних, но должно равномерно распределять на всю общину, так чтобы  была равномерность.  Одни  братья умеют делать нужный  для церкви продукт, посвящая себе этому святому делу, жертвуя талант, время,  другие члены церкви своими деньгами должны участвовать в  общем деле.  Именно на такое «дело Божье» люди жертвуют деньги. Важно чтобы все платежи были законными, и цели церкви были духовными, и траты служили делу благовестия.  Поэтому не только можно, но и нужно оплачивать такие приобретения  из кассы церкви. Пожертвования на дело Божье было и остаётся одним из видов служения каждого возрождённого христианина. Писание учит нас тому, чтобы всякое приношение было добровольным. «Каждый уделяй  по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог». 2Кор.9:7.

 Ещё несколько слов об оплате труда. Древнейшее указание Бога Израилю.  «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра». Лев.19:13.  Нужны ли здесь комментарии?  Все неоплаченные работы есть грабительство.  Задержанная зарплата есть преступление. О чём это говорит?   Всякий труд должен быть оплачен. Именно поэтому Павел призывает. «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся».  Еф.4:28.  Совершенно очевидно, что всякий работающий имеет право на  зарплату, достаточную для жизни и для помощи нуждающимся.  Здесь, безусловно, указание не только тем, кто крал, но и тем, кто крадёт ныне, не выплачивая достойную зарплату, задерживая выплату, или занижая плату так, что работник не может свести концы с концами.  Можно сказать, что когда мы не достаточно оплачиваем работу, мы совершаем грех.

 Апостол Павел в послании к Фессалоникийцам пишет. «Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,  ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, - не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам».  2Фесс.3:7-9.  Это действительно образец. Имея все права получить и кров и хлеб, святой апостол Павел предпочёл работать.  Перенося ситуацию в наше время, это выглядит так. Молодые ребята вашей общины решили сделать для церкви подарок, и изготовили плакаты и принесли их. Это наш дар. Но церковь говорит. «Нет. Даром мы не возьмём. Вот плата за работу. Мы  хотим, чтобы в деле  благовестия участвовали все члены церкви».  Продолжая своё наставление,  Павел говорит:  «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».  2Фесс.3:10.  Очень жёсткое слово. Однако чрезвычайно важное, и нужное.   Социализм развратил нас.  Покушать не работая, стало неким верхом благополучия.  Марксисты – коммунисты сделали неотразимое предложение для лентяев. «Мы построим коммунизм. Мы заберём у буржуев все их богатства. Мы всё всем разделим поровну.  И не нужно будет работать». Несколько поколений прошли через этот разврат, впитав  идею, что работа есть наказание, работа есть проклятие, работают неудачники, работают рабы, но достойные и удачливые едят хлеб праздности, и наслаждаются изобилием всего,  не утруждая себя.  Это гнусная ложь. Особый вклад в это разращение  внёс ГУЛАГ с его принудительным трудом, где наказание и доныне в  виде тяжёлой и неоплачиваемой работы.  Это извращение Божьего порядка.   Это из Гулага в наш быт вошла безответственность. «Вы делаете вид, что платите, мы делаем вид, что работаем». В результате производительность труда позорно низкая. Качество товаров не выдерживает критики. Труд не доставляет радости.  Эти грехи материализма проникают и в церковную ограду.

   Церковь Божья, как «столп и утверждение истины» 1Тим. 3:15. должна показывать образец во всём.  Всякая  работа имеет цену. Работа пресвитера должна оплачиваться. Работа художника должна оплачиваться.  Когда мы исключили этот порядок, освятив  обязанность работать без оплаты, мы  запустили в свою жизнь безответственность и разгильдяйство.  Сделанное без оплаты дело, есть жертва, подарок. «Дарёному коню в зубы не смотрят».  Шаг за шагом мы снижали уровень своего служения.  Если община не платит за произведённую работу, она не вправе спросить за качество сделанного.  Нет контроля, нет и исполнительской дисциплины.  Исчезает чувство  ответственности  к делам общины.  Есть пресвитер. Он пусть и решает. И вот уже пресвитер, «и швец, и жнец, и на дуде игрец».  Естественный отбор, в сторону снижения требований и ценностей. В итоге, нередко,  святые люди представляют собой некий серый организм, похожий на собрание инвалидов у которых задержка с развитием.  Они не ходят сами, они не способны сами решать свои проблемы.  Они стыдливо бросают ломаный грош в церковную сокровищницу, и утешают себя мыслью,  что они всё сделали.    В такой  среде развиваются сплетни, рождается зависть.  Такое сообщество умеет только получать. Давать оно неспособно. Однако Писание говорит:  «Блаженнее давать, нежели принимать". Деян.20:33.

 Спасибо вам за вопрос, благословенная Анна – Мария.  Он увёл меня далеко за рамки ситуации в вашей церкви.  Но я получил удовольствие, размышляя над проблемой.  Вспомнил Авраама. Почему он так настойчиво убеждал взять плату за землю?  Быт. 23:1-18.

Вас так же может заинтересовать:

2 комментария

  1. Аnna Marie:

    Дорогой Юрий Кириллович, благодарю сердечно,
    за ваши размышления и подробный ответ об оплате труда в церковной и гражданской жизни. Истина.
    В нашей церкви музыкальная, техническая деятельность, уборка помещений, работа в воскресных школах, детских лагерях и т.д. выполняется безвозмездно добровольцами, членами поместной церкви без оплаты.
    Думаю, что и везде это так? Не знаю ?
    Ежемесячно зарплату получает только пастор.
    И на расходы продуктов рекламного характера руководство нашей церкви средства выделять не собирается:
    происходит именно так, как вы описали — «не должно налагать непосильные обязанности на одних», но налагают…, а где равномерность?
    Поэтому и Авраам, чтобы была эта равномерность,
    не пожелал взять поле и пещеру даром, чтобы остаться свободным в Боге, зависимым только от
    Его милости и благости!
    Какой урок!
    Вспомнила слова одной швейцарской старицы, за
    которой в прошлом ухаживала:
    » Как, у вас нет в банке денег, и вы живёте на одну зарплату??? О, Боже, какой грех!!!»

  2. Ю. Сипко:

    Мир вам благословенная сестра в Господе Анна Мария. Каждая община вправе определять для себя рамки финансовой деятельности. «Все должно быть благопристойно и чинно». 1Кор.14:40. Я думаю, что пастору, который получает зарплату, да ещё если он сам себе назначает её, просто невозможно объективно и беспристрастно преподавать библейское учение о распоряжении финансами. Особенно если мы из советской школы, где вообще отрицались права собственности, где отрицались и поныне отрицаются права и свободы личности. Все эти схемы принудительной добровольности порождали общество всеобщего обмана. Мы дети той системы.

Вы можете прокомментировать статью, или задать вопрос.


 Максимальное количество символов