Eвангельские проповеди

Евангельские Проповеди и статьи Юрия Кирилловича Сипко

  • RSS

Энциклопедический словарь дает такое определение милосердию: «Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и т. п.».

На первый взгляд, милосердие – само собой разумеющееся качество добропорядочного гражданина и вовсе не относится к проявлению веры. Однако это только на первый взгляд. Мы живем в жестоком мире, где ненависть заполнила все жизненное пространство. Ненависть сооружает непреодолимые преграды между народами, государствами, общинами людей, исповедующих одну религию, и даже между членами одной семьи. Кровопролитные войны свирепствуют. Человечество богатеет знаниями, но беднеет духом. Миллионы людей умирают от голода, болезней и разрушенной среды обитания, потому что и знания, и финансы, и технологии направлены на изобретение и производство все новых и новых средств массового уничтожения. Планета представляется нам театром военных действий, где все ресурсы земной цивилизации брошены на уничтожение жизни.

«Не стало милосердных на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть» (Мих. 7:2). Это слово пророка Божьего своей беспощадной правдой разрушает декорации иллюзий, снимает маски с актеров, обнаруживая действительное состояние человеческой семьи. Какой болью наполнены слова Бога, взывающего через пророка Осию: «…Я милости хочу, а не жертвы, и боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6).

Подтверждая Божьи ожидания боговедения и милости, апостол Павел раскрывает прекрасный букет плодов Духа. «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22–23). Этот текст в Послании к галатам святого апостола Павла ​– часть спора о законе и благодати, делах плоти и делах Духа, ценностях земных, бесовских и небесных, Божьих.

Закон обнаруживает порочность человека и выносит приговор: каждый человек – грешник. И дела грешника соответствующие: «…прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предупреждаю вас, как и прежде предупреждал, что поступающие так Царства Божьего не наследуют» (Гал. 5:19–21).

Апостол Павел сгущает краски? Нет. Здесь представлена духовная характеристика человека. Плоть, дела которой так неприглядны, есть человек, не возрожденный от Духа Святого и Слова Божьего. Нам не стоит вступать в словопрения и приводить примеры добропорядочных людей, которые иногда оказывают милосердие, не будучи христианами. Так, в книге Деяния апостолов мы читаем: «Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они из-за дождя и холода разложили огонь и приняли всех нас» (Деян. 28:2). В Послании к галатам апостола Павла говорится не о морали, дисциплине или религиозных традициях, но о Боге, Который послал в мир Спасителя Иисуса Христа. Речь идет о совершенном искуплении человека, о его возрождении в стандартах Небесного Царства и также о том, что возрождение совершается Духом Святым и производит радикальные перемены в человеке, превращая его в человека духовного. Бог Дух Святой в обычном человеке рождает человека духовного; наделяя его Своей святостью, просвещает его ум, делая способным приносить духовные плоды.

Две природы, плотская и духовная, вступают в конфликт: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:16–17). Победитель в этом конфликте получает заслуженное воздаяние. Побеждает плоть – и наследуются вечные муки ада. Побеждает дух – и свободный от осуждения человек водворяется в Божьем Царстве.

Я думаю, что апостол Павел имел в виду, по крайней мере, две задачи, так детально раскрывая противостояние двух природ человека. Первая задача, безусловно, – открыть дела Духа Святого, через познание которых нам даются «дорожные знаки» на пути в Небесное Царство. Святой апостол Петр говорит об этом так: «Поэтому, братья, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 1:10–11). Перечисленные плоды Духа можно расставить на нашем жизненном пути как дорожные указатели, которые помогут делать верные шаги на пути в Небесное Царство. Куда направлены наши глаза и уши, туда направлены и ноги. Там – и сердце наше. Если наше внимание привлекает какофония мирских тусовок, популярные боевики и захватывающие компьютерные игры – мы не можем производить благодатные плоды, как написано: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Если же наши глаза и уши направлены на Богочеловека Иисуса и Его дары любви – мы следуем в правильном направлении.

Вторая задача состоит в том, чтобы материализовать дела Духа. Велико искушение представлять духовный мир как мир невидимый, пребывающий в ином измерении и не имеющий отношения к будням жизни землян. Нередко случается, что, живя по плоти, люди пытаются оправдать себя, считая, что их духовный мир сокрыт в глубинах души, в духе, поскольку имеет неземную природу. Мол, дела Духа не могут быть видимы. Павел не оставляет места для подобных спекуляций и ложных надежд. Его вывод: «Поступающие так Царства Божьего не наследуют» (Гал. 5:21). А слова: «На таковых нет закона» (Гал. 5:23) – четко дают определение людям духовным, дела которых, тем не менее, вполне практичны, поддаются оценкам и явно свидетельствуют об их неземном происхождении. Это означает, что каждый христианин, верующий в искупительную кровь Иисуса Христа, должен прилагать все старания к тому, чтобы приносить плоды Духа (см. 2 Пет. 1:5–10). Милосердие – результат напряжения сил человека, результат старания. Милосердие – обязательный плод духа человека, освященного Духом Святым и возрожденного Словом Спасителя.

Образец милосердия находим в служении Господа Иисуса Христа. Вот Он в окружении толпы народа: «Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их многому» (Мк. 6:34). Вот плачущая вдова: «Увидев ее, Господь сжалился над ней и сказал ей: „Не плачь“» (Лк. 7:13).

За словами последовали и дела. Все поступки Иисуса, по сути, – бесконечное милосердие. Перечитайте Евангелия. Потрясающая картина милосердия ко всем и всегда! Дела Иисуса подтверждают Его слова: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45). Показав пример сострадательности и милосердия, Иисус предписывает Своим ученикам: «Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден» (Лк. 6:36). Наивысший стандарт милосердия!

Милосердие зарождается и созидается в сознании. Апостол Иаков пишет: «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость торжествует над судом» (Иак. 2:13). Можно сказать проще: милость выше справедливости и выше закона. Милосердие начинается и утверждается в сознании, душе и сердце человека. Поскольку это плод Духа, то очевидно, что милосердие рождается как результат воздействия Слова Божьего, внушаемого Духом Святым в разум человека. Такой посев, принятый верой, производит соответствующий плод – милосердие. Область суждений, нравственных оценок кого бы то ни было в христианском сознании должна быть пронизана милосердием.

Любимое наше занятие: суды да пересуды, рассуждения – осуждения. Суды да пересуды рождают действия. Жестокость становится нормой, ибо, когда в умах создана атмосфера жестокости, неприязни, осуждения, тогда жестокость в действиях воспринимается как само собой разумеющаяся. Плод Духа – милосердие – является свидетельством того, что именно от Духа Святого в духе человека рождается правильное, святое мировоззрение. Милосердие, рожденное от Духа и утвержденное в сознании, производит плод милосердия в словах и делах.

Отмечая важность языка, его силу и, к сожалению, испорченность, апостол Иаков пишет: «…Язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак. 3:8). Вот почему Иисус Своим ученикам предписывает быть аккуратными в словах: «Но да будет слово ваше: „да“ – „да“; „нет“ – „нет“; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37).

Дух Святой учит нас в слове Евангелия: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4:29). По сути, это приказ, чтобы слово христианина было словом милосердия. Такое пристальное внимание к языку не случайно. Милосердие, выраженное языком, создает атмосферу милости и рождает милость в ответ: «Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость» (Притч. 25:15).

Слово «плод» имеет несколько значений и ассоциируется с выращенным плодом земли. Это труд великий: возделывание почвы, очистка ее от сорняков, посев доброго семени, охрана всходов от птиц, зверей, расхитителей и прочих опасностей, сбор урожая. Фермеры не станут показывать солому и хвалиться листвой. Никто не будет показывать поле, заросшее бурьяном. Это стыд и позор. Но языком грубости, жестоким суждением, безжалостными приговорами хвалится каждый. Не должно так быть. Пушкин в свое время отмечал ценность милости: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал».

Плод Духа – милосердие. Оказание милости своим – хоть и трудная задача, но, по крайней мере, понятная. А как быть с прочими? Христос не оставляет места для маневра: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мф. 5:44). Эти слова Иисуса взрывают привычное представление о добре и зле. Какие враги могут быть, если ты относишься к ним с тем же чувством любви и проявляешь милосердие? Что это за враги, которых ты благословляешь? Такое предписание исключает саму возможность войны в любых проявлениях, ибо, оказывая милосердие и благословляя людей, невозможно их ненавидеть, считать врагами. Это полная противоположность общепринятым понятиям о добре и зле. Такое милосердие может быть только плодом Духа. «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5:46–47). Здесь нет похвалы язычникам. Это слово Господа, как меч, проникает до разделения души и духа и обнаруживает… пустоту. Всего лишь уровень язычников.

И вопрос «Кто мой ближний»? – уже не текст Писания только, но и моя попытка из зоны света скрыться в тень. «„Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? “ Он сказал: „Оказавший ему милость“. Тогда Иисус сказал ему: „Иди и поступай так же“» (Лк. 10:36–37

Вас так же может заинтересовать:

4 Коммент.

  1. юрий:

    Юрий Кириллович приветствую! Я сразу к вопросу: из ваших статей видно, что для вас возрождение это процесс освящения, требующий усилий и работы над собой каждого верующего….в нас идет Божья работа- возрождение. Вопрос: Рождение Свыше это Возрождение о котором вы пишете? Или по другому задам вопрос:для вас Крещение Святым Духом это Возрождение? Лично я так понимаю: я был крещен Духом Святым (рожден Свыше),а потом начался процесс освящения(возрождения). Я задал такой вопрос потому, что у нас в братстве баптисты не получив Крещения Святым Духом всю жизнь себя освящают (возрождают) и считают это Рождением Свыше! Но все это не стыкуется с Новым Заветом. Мне кажется для начала большинству нужно сосредоточить внимание на том чтоб принять Духа Святого ,а потом и освящением заниматься под руководством Свыше. Спасибо

  2. юрий:

    Рожденное от плоти есть плоть! и требовать от плоти не могущей исполнить Слово Божье принести плоды Духа странно … рожденное от Духа есть дух! такому человеку в чьем сердце обитает Бог можно все…

  3. Юрий Сипко:

    Мир вам благословенный брат Юрий. Слава Богу за всё. Рождение свыше — это единовременный акт, который совершает Бог Дух Святой. Баптисты, более всех верны этому библейскому порядку созидания Церкви. Рождение свыше, это то же самое, что крещение Духом Святым. Это разные определения одного духовного явления. Рождённый свыше наделяется дарами Духа Святого. Рождённый свыше призван освящаться. Рождённый свыше призван исполняться Духом. Об этом можно читать в http://ysipko.ru/kreshhenie-duxom-svyatym-ili-rozhdenie-svyshe/, там более подробно.

  4. юрий:

    Вы мне ответили ! спасибо.

Вы можете прокомментировать статью, или задать вопрос.


 Максимальное количество символов