Eвангельские проповеди

Евангельские Проповеди и статьи Юрия Кирилловича Сипко

  • RSS
фото Сипко Юрий Кириллович и его семья

Вопрос: Уважаемый Юрий Кириллович,  скажите, пожалуйста, может ли пресвитер церкви отстранить от служения дьякона церкви,  без решения членского собрания мотивируя это тем, что они не сошлись во взглядах. Ведь насколько я правильно понимаю на служение, пускай даже служение дьякона,  ставит Бог и церковь. Спасибо за ответ.

Ответ: Мир и благодать вам благословенный брат Вячеслав!  Если не вдаваться в подробности, что именно стало поводом для расхождения во взглядах, то ответ мой будет такой.  Нет, пресвитер не должен отстранять диакона от служения.  Это не его дело.  Вообще наша российская практика единоначалия, когда пресвитер это и директор, распорядитель финансов, и менеджер, и хозяин, располагает к тому, что именно пресвитер и подбирает людей на служение, и разгоняет,  если не угодили. Это наша беда.

 В церкви управлять должен совет старейшин. Совет,  состоящий из людей, которые и по возрасту и по опыту и самое важное по признанию общины, имеют  авторитет, мудрость и преданность делу Божьему.  Члены совета не состоят на денежном довольствии церкви. Все члены в Совете равны, так что отсутствует главный.  Председательствовать в совещаниях может избранный на год, модератор.  Пресвитер не является председателем совета. В противном случае,  он подавляет совет своим авторитетом.  Такой совет избавлен от пристрастий. Пресвитер подотчётен такому совету, ибо именно Советом он рекомендован церкви,  по представлению Совета  может быть церковью  и освобождён.  Совет, коллегиально решает вопрос избрания диаконов.  Исследует все предложенные кандидатуры, на предмет соответствия Слову Божьему и,  представив Церкви,  пресвитер  рукополагает их. Диаконы, это слуги, их предназначение в церкви  обеспечивать всю материальную базу, пещись о столах, т.е.  знать нужды всех членов церкви и своевременно удовлетворять их опять же заручившись благословением Совета.  Каждый диакон должен знать своё служение,  круг своих обязанностей.  В церквах, где несколько диаконов, может  быть старший диакон, своего рода бригадир.  Диаконы подотчётны совету, и в случае  несоответствия призванию могут быть отозваны от служения.  Это делает совет и уведомляет об этом церковь.  Диаконы не являются помощниками пресвитера, или его заместителями.  Служение пресвитера – духовное, пребывание в слове и в молитве. Деян. 6: 4.  Служение диакона, это техническое служение, обеспечение  церкви всем потребным.

  Совет утверждает бюджет церкви,  утверждает оклад для пресвитера, утверждает штатное расписание  и  оклады.   Для исполнения решений Совета в церкви утверждается должность церковного администратора, который наделяется  полномочиями в  распоряжении финансами.   В противном случае, ответственность за финансы несёт пресвитер, что совершенно недопустимо.  Пресвитер является учителем Церкви, душепопечителем для церкви.  Его главная обязанность – верно  преподавать Слово!  «Старайся представить себя Богу достойным, тружеником безукоризненным, верно преподающим слово истины».  2Тим.2:15. Он ответственен за духовное состояние всех членов церкви, членов  Совета в первую очередь, диаконов, и всех руководителей отделов и служений. Он обязан заниматься с ними особо, преподавая им всю полноту Учения Иисуса Христа.

Если пресвитер сам формирует совет, неизбежно возникает зависимость, клановость, угодничество, что недопустимо.  Закон  Паркинсона, гласит:

  1.  «Чиновник множит подчинённых, но не соперников».
  2. Чиновники  работают друг для друга.

Вот откуда возникающий клир в святых сообществах. Эта болезнь может поразить и евангельские церкви, если беспечно относиться к этому важнейшему элементу жизнедеятельности церкви.

  Пару слов о нашей реальности. Она далека от евангельского образца, по очень многим элементам.  Может быть главнейший наш недуг, это разгильдяйство, равнодушие членов церкви. Потребительство,  безответственность, развивают у руководителя авторитаризм. Нет устоявшегося принципа уважения личности, прав и свобод индивидуума.  Это  не способствует вовлечению всех членов церкви в активное служение.  Всякий человек имеет свои особенности, и если такие отличия не приветствуются в принципе, тогда исход один – в тень, «тише воды ниже травы». Не умея словом и примером увлечь людей к активному жертвенному служению, такой руководитель начинает использовать власть, не замечая,  что становится диктатором. Когда он вольно или невольно подбирает в свою команду лояльных ему людей, этот процесс становится необратимым, ибо его приближённые не могут быть беспристрастными и, угодничая,  подавляют любое несогласие, возникающее,  у кого бы то ни было.  Исчезает сама возможность исследовать природу напряжения, ибо исчезает вероятность,  что кто либо, кроме пресвитера,  может быть прав.  Помните закон, он действует в любой конторе.  «1. Начальник всегда прав!  2.Если начальник не прав, читай пункт первый настоящего закона».

Так рождаются конфликты и их исход, как вы и пишите – пастор изгнал неугодного диакона.

 Это общие рассуждения. Но бывает и такое. Диакон, как вы пишите, имеет отличный от пресвитера взгляд на некоторые вопросы.  Бывает так, что диакон считает совершенно нормальным употребление алкоголя.  А в церкви существует общее согласие  по этому вопросу – ради немощных, мы вообще не употребляем алкоголь. Мало этого, диакон ещё и пропагандирует свою точку зрения.  Он ведь тоже власть имеет, должностное лицо как- никак. Как быть. Диакон должен принять условия церкви, а не требовать себе права поступать вопреки решению церкви.  Диакон не должен претендовать  на роль учителя церкви. Но выглядит дело так, будто бы пресвитер и диакон разошлись во взглядах.   Диакон слуга. Если он не хочет быть слугой, то он и не диакон. Таких диаконских взглядов может оказаться тысяча. И некоторых диаконов, возомнивших о себе, придётся  гнать, если ещё не поздно.

Поэтому, для ответа на ваш вопрос по существу, нужно знать конкретную ситуацию.

Я  написал, как я вижу должно наилучшим образом осуществляться руководство в церкви, но знаю,  что такой модели в  Российском братстве практически нет.  Однако всем нам очень важно стремиться  утверждать в церкви главенство Христа и  Его Слова!

 Счастья вам в каждом дне и во веки веков.

25 комментариев

  1. Ирина:

    Шалом! Спасибо Вам, благословенный брат во Христе Юрий Кириллович, за столь интересную статью о правильной евангельской структуре управления поместной церковью Христовой. Было бы просто здорово, если бы такая структура была бы отражена и в Уставе поместной церкви, который бы соблюдался, безусловно.
    К сожалению, и в украинском баптистском братстве такового нет, из-за чего и возникает проблема авторитаризма старшего пресвитера поместной церкви, а в случае его личного либерального отношения ко греху, то и насаждение либерального богословия, потворствующего грехам, в целом.
    Есть ли в мировой практике, реальности жизнедеятельности евангельских, баптистских церквей такая правильная струтура управления поместной церковью Христовой, о которой Вы написали?

  2. Ирина:

    P.S. «Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов, которые и Я ненавижу.» (Откр.2:6) «Так и у тебя есть держащиеся учения николаитов, которое
    Я ненавижу. Покайся; я если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих». (Откр.2:15-16)
    Основной девиз николаитов и неониколаитов Последнего времени (либералов ко греху): «Где преизобилует грех, там преизобилует и благодать!»
    Да, предложенная Вами структура позволяет не допускать развития неониколаитства в поместной церкви Христовой!

  3. Ирина:

    Прошу читать: » …Покайся; а если не так…»

  4. Ю. Сипко:

    Приветствую вас уважаемая сестра Ирина. Отвечаю на ваш вопрос. Да, есть такие баптистские церкви, где так устроен процесс управления. Благодать вам в каждом дне и во веки веков.

  5. Ирина:

    Аминь!
    Спасибо за ответ и благословения.
    Юрий Кириллович, если можно, то уточните, пожалуйста, в какой стране, в каком объединении церквей (Южная Баптистская Конвенция Америки или какое-то другое?) такая модель управления существует.

  6. Ю. Сипко:

    Везде, даже в России есть.

  7. Ирина:

    Но почему тогда такой «правильной структуры управления» поместной церковью Христовой «в Российском братстве практически нет»?

  8. Сергей:

    В душе согласен с Юрием Кирилловичем по вопросам управления, такая добротная протестанская этика, наверняка успешно опробовано целыми поколениями евангельских верующих. Но вот только в Новом Завете не нахожу я про церковный совет. Только «все собрание», пресвитеры, диаконы, епископы.

  9. Сергей:

    Похоже, библейская модель — не один пресвитер + совет, а совет пресвитеров (старейшин) + общее собрание. Пресвитеры в НЗ практически всегда упоминаются во множественном числе. Они есть даже в апостольской иерусалимской церкви. И не все пресвитеры трудится в слове и учении, насколько я понимаю — «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.» 1Тим.5:17

  10. Ирина:

    Да, Сережа, статья очень хорошая, только конец у нее очень «туманный» для баптистского лидера России уровня Юрия Кирилловича Сипко:
    «Я вижу, как должно быть, но такого в Российском братстве практически нет».
    «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.» (Иакова 4:17)

  11. Сергей:

    Ира, а что по твоему должен говорить Юрий Кириллович?

  12. Ирина:

    Сережа! Я надеялась, задавая вопрос по названию статьи и ее окончанию, что Юрий Кириллович объяснит: почему отошли от правильной структуры управления или почему к ней все еще не пришли «святые» и «звезды» Российского братства (в ВСЦЕХБ ее тоже нет), расскажет о своих планах, планах РСЕХБ по ее реализации на практике.
    Но, возможно, для ответа на вопрос нужна отдельная подробная статья.

  13. Сергей:

    Ира, ты имеешь ввиду «звезд» — как ответственных служителей союзов, или как пресвитеров/пасторов поместных церквей?

  14. Ирина:

    Сережа, под «звездами» я согласно Дан.12:3 подразумеваю тех «разумных» (разумеющих Бога и Слово Его), которые призваны «сиять, как светила на тверди и обращать многих к правде»…

  15. Сергей:

    Может это братья смиренные, как Христос? И они не могут наводить порядок в церкви железной рукой. Увещевать и призывать — это не приказывать и строить всех 🙂

  16. Ирина:

    Ты хочешь сказать, что лидеры церкви Христовой не есть те разумные, к которым относится эта истина Слова Божьего:
    «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, во веки, навсегда.» (Дан. 12:3) или не призваны ими быть?

  17. Сергей:

    Насчет «лидеров церкви» — Господь сказал же — » будут первые последними…» лидерство в церкви — непростое понятие… 🙂

  18. Ирина:

    Ты хочешь сказать, что реальное духовное состояние лидеров церквей находится между «звездами» Божьими и «человеком греха, сыном погибели, который сядет в храме Божьем как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес.2:3-4)?
    Так вот именно для того, чтобы в евангельских и баптистских церквях не было последнего (самодержавия авторитаризма с либеральным ко греху богословием)и нужна правильная система управления церковью на практике, а не только ее умозрительное декларирование.

  19. Сергей:

    Ира, я не про духовное состояние, а про специфику христианского и церковного лидерства.

  20. Ирина:

    А я, Сережа, про важность духовного состояния без ведения отца греха и лжи дьявола для любой специфики церковного христианского лидерства любого уровня и лучше по принципу: чем выше уровень лидерства и влияния на церковь, тем меньше уровень ведения князя мира сего.
    Я полностью согласна со статьей-проповедью пастора-богослова Джона МакАртура «Следует ли восстанавливать в служении впавших в грех пасторов?», заключительный тезис которой:
    «У церкви должны быть по настоящему непорочные руководители. Все, что ниже этого — бесчестье.»

  21. Сергей:

    Ира, то МакАртур у тебя пастор-богослов, то урезатель даров, изглаженный из Книги Жизни. Определись 🙂

  22. Ирина:

    В вопросах непорочности епископства Джон МакАртур твердо стоит на истинах Слова Божьего (Титу 1:7), и в этом я с ним согласна, в этом он пастор — богослов, а за «урезание» духовных даров Духа Святого подлежит наказанию Божьему, указанному в Откр.22:19, если в оном не покается.
    Так что это ты, Сережа, определись со своим непониманием меня 🙂

  23. Вячеслав:

    Уважаемые Ирина и Сергей я не для того задал вопрос Юрию Кириловичу чтобы вы вокруг него устраивали ненужные споры!!!!! Прошу вас прекратите пожалуиста или вам в своих церквях заняться больше не чем!!

  24. Ирина:

    Шалом, дорогой брат в Господе, Вячеслав!
    Спасибо Вам за интересный вопрос, заданный Вами Юрию Кирилловичу. Я тоже много вопросов ему задаю, и очень благодарна ему за то, что он на них так прекрасно отвечает.
    Мы с Сергеем точно не спорим, а проводим дискуссию на заданную в посте тему, и хозяин блога не Вы , а Юрий Кириллович, который не запрещает нам с Сергеем дискуссировать на своем сайте, а довольно часто тоже включается в дискуссию. В данном посте, например, ответил в самом начале на мои два вопроса в комментариях.
    Включайтесь, пожалуйста, и Вы, Вячеслав, в дискуссию, в том числе по тем вопросам, которые ставим Юрию Кирилловичу и мы с Сережей.
    Да благословит Вас Господь Иисус Христос во всем обильно!
    С любовью во Христе Иисусе и уважением, Ирина.

  25. Александр:

    Уважаемый Юрий Кириллович,а как насчет женщин в совете церкви.Или в управлении участвуют только мужчины?. Просто у нас в церкви сейчас серьезные споры по етому поводу.

Вы можете прокомментировать статью, или задать вопрос.


 Максимальное количество символов