Eвангельские проповеди

Евангельские Проповеди и статьи Юрия Кирилловича Сипко

  • RSS

Вопрос: Добрый день Юрий Кириллович. Хотелось бы узнать о Вашем отношении к шансону. Мешает ли шансон спасению?

Ответ: День добрый!  Моё отношение к шансону вполне позитивное. Французское  (chanson) шансон в переводе буквально означает песня.  Отсюда шансонье – эстрадный певец,  исполнитель песен. Чаще всего певец, он же  автор и стихов и музыки.  У французов шансон  ассоциируется с  кабаре, небольшими развлекательными заведениями.  Это оригинальный шансон. Он мне не знаком.  В России это слово вошло в обиход совсем недавно. Российский шансон это набор различных жанров, совершенно произвольно включённых в этот полюбившийся нам  неформальный  песенный арсенал. У нас ведь не было такого элемента культуры, как кабаре.  Российская эстрада  имела свои особенности, диктуемые советским режимом тотального контроля над всеми сферами жизни.  Песни,  звучавшие в эфире, на подмостках театров, в кино, были идеологическим оружием.  Все они должны были славить партию, воспевать превосходство социализма, побуждать молодёжь любить родину и беззаветно трудиться на благо ЦК КПСС.   Все другие, самобытные и самодельные  были вне закона.  Не зря Владимир Семёнович выразил в своей песне: «Певчих птиц больше нет – вороны…». Блатные песни,  об уголовниках, от лица уголовников, о жизни подворотен  подвалов и притонов, были под запретом. Поскольку вся страна прошла через лагеря, кто в роли сидельца, кто в роли смотрителя, этот жанр был всегда популярен. Популярности способствовал и запрет на данный жанр. Но я уверен, что не было бы никакой популярности, если бы содержание песен не было столь искренним, говорящем о  том, что болело у всех, и никто не решался сказать.  Самые популярные и благонравные певцы, позволившие себе исполнить неразрешённые песни, попадали под каток  партийных  цензоров, которые  нещадно закатывали  все неровности, считая любое проявление индивидуальности клеветой на советский государственный и общественный строй. В нашей истории авторская песня, как особый жанр, также была вне закона. Достаточно вспомнить популярнейшего сегодня Высоцкого, талант которого был признан вопреки решению ЦК КПСС.  Его пение отличает не только  высочайший накал, надрыв, но острейшее слово, в годы застоя за гранью  дозволенного.  Искренность чувств, необычайное проникновение в суть вещей, касается ли это военной тематики, спортивной или бытовой, политической или комедийной, Высоцкий делал продукцию высшего качества, искренность его высшей пробы. Не случайно ему был закрыт доступ на эстраду и его песни слушали в студенческих аудиториях, общагах, в сельских клубах. Магнитофоны сделали его известным, и при помощи магнитофонов возникла   целая культура авторской песни.  Эмигрантские песни, это ещё одна особая кухня. Дух эмигрантский, тоска по родине, ностальгия, это ведь такая боль души, известная лишь тем, кто прошёл эту пропасть, разделившую брата с братом, отца с детьми, дом дедов и могилы их, сделав  недоступными. Такие песни не напишешь по заказу.  Сегодня появился христианский шансон.  Авторская песня, мелодия близкая к блатным, так в прошлом квалифицировали песни  из лагерей, и слова искренней боли, душевных исканий, обретения свободы в вере в Иисуса Христа.  Я в какой- то степени близок ко всем социальным группам, которые были изгоями в СССР, и которые себя выражали в своих песнях. И мне близки их песни, мне нравится этот жанр, чистого, искреннего пения.  Шансон стал подходящим объединяющим термином, вобравшим в себя самых разных авторов, самые разные стили и жанры.

Может ли шансон помешать спасению? Классный вопрос.  А что, если спросить чуть иначе?  Может ли шансон помочь спасению?  Спасение, давайте уточним, это акт  Божий. Это дар Божий человеку погибшему.  «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:  не от дел, чтобы никто не хвалился».  Еф.2:8,9. Какие условия должен выполнить человек, чтобы дар благодати, спасение стало действенным для него?   Имеет ли значение образование?  Имеет ли значение национальность?  Имеет ли значение пол? Возраст? Место проживания.  Специальность? Гражданство? Политические  пристрастия? Музыкальные пристрастия?  Отношение к спорту?

  Ничего из названного не имеет значения. Значение имеет ВЕРА!   Простое слово вера, его мы используем очень часто. Дети верят родителям, супруги верят друг другу, ученики верят учителям, больные верят врачам. В скобках замечу, что на самом деле никто никому не верит. Только вы об этом никому не говорите.  Феномен  веры  трудно объясним, однако его значение чрезвычайно велико.  В межличностных отношениях, в общественных отношениях,  на каждом шагу мы используем веру.  И когда рушится вера, рушится всё. Этимология  слова вера восходит к  верности, верно, истинно.  Вера трактуется как признание чего-либо истинным, верным. Причём, в отличие от знания, которое обосновывается фактологическим материалом,  вера  способна принимать истину сверхъестественно.

 Поскольку мы говорим о спасении,  мы отделяем все варианты веры, и останавливаемся на  Спасительной  вере.  Её и рассмотрим.  Итак,  спасение по вере, Божий дар!

  Что же принимаем мы верою, чтобы спасение стало нашим достоянием?

  1. Бог есть.  «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает».  Евр.11:6.
  2. Я погибший грешник.  «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков,  потому,  что в нем все согрешили. Рим.5:12.
  3. Спасение даётся мне, если я верою принимаю жертву Иисуса Христа.  «Нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».  Деян.4:11,12.

Можно было бы поставить точку, но я пару строк ещё позволю себе, дабы показать, что дар Спасения, данный Богом, является чрезвычайно  высокой категорией отношений  человека  с Богом. Когда мы позволяем себе думать, что спасение зависит от наше   й  одежды, или наших музыкальных пристрастий, или от ещё чего либо подобного, мы унижаем Божью благодать. Мы не  понимаем сущности спасения,  как акта Божьей любви, проявленного к нам, когда мы были ещё грешниками.  И потому Святое Писание говорит: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».  Рим.8:35-39.

Вас так же может заинтересовать:

4 Коммент.

  1. Виталий:

    Каждый музыкальный жанр, как вид искусства, несёт в себе определённое смысловое наполнение. И срок жизни любой музыки определяется сроком жизни воплощённых в ней ценностей. Есть музыка бессмертная (напр, протестантская музыка Баха), которая живёт веками, а есть мотыльки-однодневки (совр. попса). Советский шансон, в котором пели о несправедливости уступил место современному шансону, превращённому в попсовый бизнес. Блатные песни подчас рождаются не в застенках колючих лагерей, а в шикарных квартирах и поют их отнюдь не жертвы репрессий, а богатые раскрученные дяди и тети. Часто воспеваются пороки: «а без лоха, а без лоха, мы б не одели наших девочек в меха», «Бог создал вора, а чёрт прокурора, истина вроде проста», «осыпается листва, наступают холода, но весёлая шпана не гуляет никогда, кровь разгонит самогон, а на погоду нам чихать, и пойдём по переулкам приключения искать», «водочку льём, водочку пьём, водочкой только живём», «того ж кто раньше с нею был не извиняю» (последняя цитата из Высоцкого) и тп. Это антихристианские ценности. А ведь такие песни слушает вся молодёжь, это популярные уличные песни, формирующие у слушателей антихристианское сознание. Если есть жертвы несправедливости, то к ним также относятся жертвы таких песен, которые наслушавшись их пьют водочку и грабят лохов. Кто-то поёт блатные песни, а кто-то воспринимает их как инструктаж по применению жизни.

    Показательно, что такой певец блатных песен, как Михаил Круг был убит грабителями.

    Как мне кажется, не мешало бы создать комитет христианской цензуры, который проверял бы произведения искусства на соответствие библейским нормам праведности. Это помогло бы многим христианам хранить свою духовную чистоту и неосквернённость миром.

  2. Ирина:

    Да, истинно верующие христиане скорбь и тесноту, гонения или голод,или опасность преодолевают Силою — Духом Божьим Возлюбившего их Бога Триединого — Отца и Сына и Святого Духа, Которым исполняются поя и воспевая во славу Господу (Рим.8:35-37; Еф.5:18-19).

    И действительно никакие начала — начальства дьявольские, никакие силы мирских правителей не могут отлучить их от любви Божьей, потому что они пребывают во Христе Иисусе. (Рим.8:38)

    Но дружба с миром есть вражда против Бога. (Иакова 4:4)

  3. Ю. Сипко:

    Хочется сказать вам Аминь, и Ирина и Виталий!Но ведь есть грех и в том, что мы подменяем понятия. Шансон как жанр, включает и очень трогательные песни, выражающие искание души, боль души. Есть и пахабные песни. Это не грех жанра, это грех человека. Наш алфавит имеет 33 буквы. Этих букв достаточно, чтобы Священное Писание стало нам доступным. Эти же буквы служат хулиганам. Тема дружбы с миром стоит того, чтобы её рассмотреть в истинном свете. Мне представляется, что Павел и Сила в тюрьме пели так, как мы сегодня называем стиль шансон. Слова определяют ценность. Сольные песни в благочестивом собрании нашем, из этого же арсенала. С любовью. раб ничего не стоящий Юрий.

  4. Ирина:

    Да, если под жанром шансона подразумеваются такие замечательные христианские песни как, например, «Каюсь!» или «Душа без Бога счастья не имеет» (автор и исполнитель Александр Барыкин), то я полностью с Вами согласна, дорогой брат в Господе Юрий Кириллович.

Вы можете прокомментировать статью, или задать вопрос.


 Максимальное количество символов