Eвангельские проповеди

Евангельские Проповеди и статьи Юрия Кирилловича Сипко

  • RSS
фото Сипко Юрий Кириллович и его семья

Вопрос: Свободен ли человек?

Ответ: Интересный вопрос. И важный и сложный. Вспоминается Митрофанушка. Его мудрое решение о проблеме прилагательных и существительных.  «Дверь,  которая в чулане – существительна.  Дверь,  которая приложена к своему месту – прилагательна».  Можно посмеяться над  ним и его ответом. А можно и не смеяться, но подумать, что его ответ и его понимание и есть свобода.  Таким образом,  хочется и о свободе порассуждать. Вот мол, те, кто в тюрьме, те не свободны, а те, кто не в тюрьме, те свободны.  Но может случиться и так,  что всё ровно наоборот. Свободные люди сидят себе в камерах тюремных, ни о чём не заботясь. Их вовремя покормят, оденут, спать уложат. Они на полном государственном обеспечении, их покой охраняют, их здоровье охраняют. Не так с теми, кто на воле.  Они подчинены режиму своей службы, они в зависимости от воли начальства, они в зависимости от капризов  членов семьи, и независимо от их желаний,  они должны стоять на посту, выполнять требования  начальников, и никоим образом не нарушать дисциплину, что есть полная зависимость.  Вспоминается эпизод, когда христиане миссионеры приехали в исправительную колонию, посетить осужденных. Рождество приближалось. Подарки сделали.  Просят начальство разрешить провести гуманитарную акцию. Осужденных просветить, словом Истины и удобрить души их  подарком к Рождеству.  Ведь лишённые свободы черствеют вдали от родных, без слов добрых, душевных, слов любви.  Начальство в принципе не против.  Но неожиданно они признаются. Те, что сидят, лишены свободы за дебош, за преступления. Мы же лишены свободы, как и они, только никакого преступления не совершали.  И вы подарки им привезли, а нам и детям нашим  не привезли.  Миссионеры получили урок, а дети офицеров  подарки к Рождеству.

   Если мы станем рассматривать свободу как философское определение, мы такого тумана напустим, что не выберемся.  Даль, например, даёт  определение свободы. «Свобода — воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. Свобода понятие сравнительное; она может относиться до простора частного, ограниченного, к известному делу относящемуся, или к разным степеням этого простора, и наконец к полному, необузданному произволу или самовольству».

 Если мы станем рассматривать свободу как состояние людей общества, в котором мы живём, мы найдём бесконечное множество степеней свободы, которые,  тем не менее, заблокированы различными запретами, закупорены различными внешними силами и так или иначе свободы не найдём. Кроме того, мы обнаружим, что мы не можем дать объективный ответ на вопрос, оценивая свободу другого человека.  Ведь говоря о том, свободен ли тот или иной человек, мы высказываем своё мнение.  Никто не вправе судить о свободе или не свободе другого.  Даже и значение слова СВОБОДА  нам не осилить. Какое определение мы дадим этому простому, сладкому слову?  Какие метаморфозы преодолело это слово, как трансформировалось значение, сущность того многопланового понятия втиснутого в слово свобода.

  Некоторые исследователи  прослеживают этимологию слова свобода, находя сходство с индийским, похожим по звучанию,  состоящем из двух слов. «svo» — свой и «poti» — господин. Svapati – что можно перевести как «сам себе господин».

    Есть ли такое место под солнцем, есть ли такой человек, где он сам себе господин?

Здесь бескрайнее поле для раздумий и ответов. Свободен политически?  Свободен ли географически? Свободен ли  экономически?

 Свободен ли духовно? Свободен ли физически?    Свободен ли  нравственно?

 Свободен ли человек. Нет! Человек  совершенно не свободен. Самый быть может сильный аргумент, это смерть, которая неизбежна и которая держит в своих руках все попытки придать смысл  жизни и убивает все мечты и все надежды, делая человека заложником этой страшной  бездушной силы по имени  смерть.

Но говорят, что на надгробном камне Мартина Лютера Кинга, по его просьбе, высечены слова: «Свободен! Наконец свободен»! – похоже, что только смерть и освободила его окончательно.

  Поскольку и жизнь не является актом воли человека, то очевидно, мы можем говорить лишь о возможной свободе  человека в очень ограниченных временных и пространственных рамках.  Мы осознаём свою зависимость от некоего Высшего Естества, неизвестного, таинственного и потому вызывающего у нас страх.  Оккультизм во всех формах, от астрологии до  экстрасенсорики  покоится на страхе, страхом питается, и страх производит. Предлагая испуганному человеку открыть некую тайну, на самом деле делает человека окончательным пленником страха. Серьёзное размышление об  окружающем нас мире,   неизбежно пробуждает  предчувствие Высшей Власти!  Это предчувствие реализуется в религиозности человека.  Все группы, все народности,  все языки религиозны.  Главный, объединяющий фактор религиозности, признание  высшей воли, высшего разума.  Познать Его мечта человека. Счастье человека в том, что  Сам Высший Разум, Бог открывается человеку.

«Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живет, От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,  чтобы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас;  ибо мы Им живем, и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: „Мы Его и род“. Деян.17:24-28.

   Державин, найдя Бога, восхищаясь Богом, видит Его величие и свою абсолютную зависимость от Него.

«… В пространстве света необъятном,

 Миры умножу я стократно.

В уме восторженном, и то,

когда дерзну сравнить с Тобою,

 Лишь будет точкою одною,

А я перед Тобой, — ничто»!

  Признание Бога  вводит нас  в осознание своей ответственности.  Именно ответственностью и определяется  свобода человека.  Ответственность перед природой, перед родителями, перед обществом, перед собой – это всё ответственность перед Богом.  И если нет Высшей Воли, нет ответственности. Нет ответственности, нет и свободы.

«Стрелка испорченного компаса не дрожит. Она свободна от ответственности».  Ежи Лец.

 Библейская картина мира представляет нам Бога, от «которого всё начало быть, что начало быть, и без которого ничто не начало быть, что начало быть». Только  Бог свободен.  Его абсолютная свобода сообщает свободу и творению, обуславливая свободу ответственностью.

Творение может обладать той или иной степенью свободы, по мере того, насколько Творец в своей абсолютной свободе, по своей абсолютной воле позволит, допустит, или вменит своему творению.

Вот декларация прав и свобод человека в Эдемском саду:  «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: «От всякого дерева в саду ты будешь есть,  а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Быт.2:16,17.  Практически полная свобода.   Свобода и запретный плод съесть, но в таком случае наступает ответственность, и неизбежно наказание.  Выбор свободный. Решение за Адамом.  Поступок влечёт за собой и ответственность.   Выбор сделан в пользу нарушения запрета. Последствия – смерть, действует и поныне. Можете проверить.

 Новое предписание прав и свобод – десятисловие. Закон Божий,  данный  народу через Моисея. Вот свидетельство того, что свобода выбора, в рамках предложенного Богом,  оставалась достоянием человека.  «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое».  Втор.30:19   Опять выбор налицо.  Вы свободны, выбрать то или другое! Ваш выбор налагает на вас ответственность.    Выбор сделан в пользу проклятия. Последствия – смерть. Можете проверить.

И, наконец,  предложение последнее, ясно свидетельствующее о свободе выбора.

 «И сказал им: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всему творению.  Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Мар.16:15,16.

 Это предложение к современному миру, не только являет Милосердного Бога, но являет и реальное состояние человека. Человек раб греха. Человек погибший.  Человек,  нуждающийся в Спасителе!  Всем людям предложен выбор. Спасение в случае веры в Иисуса Христа. Осуждение в случае неверия.   Поскольку предыдущие предложения от Бога человек отверг и сам выбрал свою гибель, что мы наблюдаем в каждом мгновение жизни, то предложенный выбор веры спасающей уже не требует  экспертной проверки.   Предложенный выбор  требует разумного принятия.  Свободный человек свободно принимает решение.  Верует в Иисуса Христа– получает вечную жизнь. Не верует в Иисуса Христа – остаётся во власти смерти. Во веки веков.  Там будет плач и скрежет зубов.

  «Свидетельство это состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и эта жизнь в Сыне Его.  Имеющий Сына  Божьего  имеет жизнь; не имеющий Сына Божьего не имеет жизни. Это написал я вам, верующим во имя Сына Божьего, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божьего, имеете жизнь вечную». 1Иоан.5:11-13.

 Выбор за нами.  Я выбираю спасительную веру.  Некоторые удовлетворяются  выбором между манной кашей и рисовой. А Вы?

11 комментариев

  1. Cергей:

    По себе хорошо знаю — что такое рабство греху.

  2. Виталий:

    Юрий Кириллович, Вы ссылаетесь на выбор. Но всякий выбор ограничен и предопределён.

    Ограниченность выбора выражается в том, что мы не можем его расширить. Либо рай, либо ад, говорите Вы. В аду вечные муки, в раю положение вечного раба. Прекрасная развилка. А если человека не устраивает ни то, ни другое, почему он не может выбрать полное исчезновение? Где теперь его свобода?

    Предопределённость выбора обуславливается нашей психофизикой. В основе выбора лежат наши животные желания. В их числе желание жить.
    На эту тему был снят фильм «Игра», в котором демонстрируется полная зависимость наших поступков от животных инстинктов.

    Впрочем, Вы сами написали об этом в статье. Добавить нечего.

    Нет выбора, нет свободы. Свободы нет ни в эзотерике, ни в религиях. Печальная картина действительности.

    ****

    «И сказал им: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всему творению. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Мар.16:15,16.

    Согласно исследованиям, последняя глава евангелия от Марка заканчивается 8 стихом. Остальные придуманы ранней церковью для усиления власти и увеличения богатств. По сей день церковь спекулирует на невежестве христиан, которые никогда не задумываются, через какое количество кривых рук прошла Библия.

  3. Сергей:

    Виталий, если выбран рай, то это уже свободный выбор. Там же не только место выбирают (что и делают часто номинальные христиане), а как жить, другую природу бытия, тут принуждение в принципе невозможно — царство греха вызывает отторжение.

  4. Ю. Сипко:

    Мир вам, уважаемый Виталий. Скажите пожалуйста, даже не публично, просто для себя. Почему вы отвергаете предложение Бога. Бог говорит: Виталий, есть два пути, после жизни земной. Один путь в ад, там будет ужас, страшно, так что описать не возможно. Другой есть путь. Он ведёт в рай. Там тебя ждёт счастье о котором ты только мечтаешь, радость, мир, любовь. Решение за тобой.

  5. Ирина:

    Виталий! То, что в какой-то архиологической находке не нашли каких-то стихов из Библии еще не означает, что их там не было в ранней церкви Христовой, что сам автор не доработал или не дополнил одну из частей Нового Завета (например, потому что записывающий или переписывающий что-то не записал, или говорящий что-то недосказал, а Дух Святой позже вдохновил автора на уточнение).
    Самая прекрасная свобода — это свобода в Господе Иисусе Христе, свобода в Боге Триедином — Отце и Сыне и Святом Духе. Это, прежде всего, свобода от греха, от власти тьмы и лжи, свобода в мудрости и ведении Божьем. Особенно когда познание и исполнение Его воли воспринимаешь как самый замечательный и единственно правильный из путей, поступков по своей свободной воле.
    «Господь есть Дух, а где Дух Господень там свобода. Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же Образ от славы в славу, как от Господня Духа.» (2Кор.3:17-18)

  6. Aнтон Войцеховский:

    Вопрос автору: Когда было бльше свободы:
    В Едеме? Почему?
    После Синая, когда был дан закон Моисею?
    Почему?

  7. Ю. Сипко:

    Мир и благодать вам брат Антон Константинович. Едем до грехопадения — свобода практически абсолютная. Бог рядом, всё для Адама, и лишь одна заповедь, одно ограничение. После грехопадения наступила смерть духовная и это состояние остаётся и доныне. Смерть, я уже говорил, все разговоры о свободе делает бессмысленными. Добавьте к этому ещё и проклятие земли, которое следствие грехопадения. Изгнание из рая, и смерть Авеля, а за ним машина смерти только набирает обороты. Закон Синая обнаруживает греховность крайнюю и неспособность человека выйти из этого состояния рабства греху. «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
    Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
    Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех». Рим.7:14-17.
    В отличие от Адама до греха, Адам после грехопадения поражён смертью за грех. Он по словам Иисуса раб греху. По отношению ко греху, к смерти он не имеет свободы. Он не может не грешить. По отношению к предложению спасения по благодати Божьей — он свободен принять или отвергнуть. Ибо только благодать Иисуса Христа даёт свободу: «Иисус отвечал им: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, раб греха. «Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете».
    Иоан.8:33-35. В Едеме был один запрет, теперь же одно предложение. Принимаешь Иисуса — спасён. Отвергаешь предложение — остаёшься во власти смерти.

  8. Aнтон Войцеховский:

    и дал им заповеди Мои, и объявил им Мои постановления, исполняя которые человек жив был бы через них; (Иез.20:11)
    ВСЁ хорошо, вы описали.Но для моих мозгов с опилками трудно. Не понял. Где больше свободы?
    Неужели в Едеме??? Я как-то думал, что закон дарует больше свободы. Ведь это ЖИЗНЬ. Не надуманное правило. А ЖИЗНЬ!!!
    Свобода от настигающей смерти

  9. Ю. Сипко:

    Похоже мои мозги с опилками брат Антон. Если рабство в Египте, это жизнь, если блуждание в пустыне есть жизнь, в которой кстати за нарушение субботы убивали по закону, то ныне наше существование можно и за рай признать. Но почему вы Едем за жизнь не считаете? Что дал Закон? Закон обнаружил, что смертоносный грех крайне грешен, грех неисцелимая болезнь, грех поражение полное. Закон вовсе не дал свободу. «Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, – ибо с ним сопряжен закон народа, – то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться»? и если бы закон давал свободу и жизнь, то какой смысл в словах:»но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего единородного, Который родился от женщины, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление». Подзаконные вовсе не жили, они находились под клятвой закона, и Христос выкупил их, выкупил и нас, и подарил ЖИЗНЬ. Благодать вам и мир.

  10. Aнтон Войцеховский:

    Конечно, в пустыне евреи не ЖИЛИ, так как для большинства это не жизнь, и мы фактически сейчас не живем.
    Дело в том, что я пытаюсь размышлять в контексте статьи. А именно, в том, что само понятие «свобода» относительно, и определяется количеством, или простором выбора.
    Что мог выбрать человек в Едеме: жизнь или смерть?
    А в пустыне?
    Если в Едеме количество заповедей одна, то в пустыне их уже 10.
    По сути Господь, что в пустыне, что в Едеме, ясно показывает человеку, как опасно жить во вражде с Ним. Результат один — смерть.
    Отсюда и понятие свобода как возможность выбора между жизнью и смертью приобретает другой оттенок в пустыне.
    Там человека «загоняют» под ярмо закона чтобы привести этим ко Христу, к тому, который, эту свободу делает реально-ощутимой.
    Так и в наше время всех христиан делят на либеральных или ортодоксальных [законников].
    Но ведь Христос ОСВОБОДИЛ всех.
    Обличив сперва греховность законом.
    Так что закон свят и заповедь праведна и добра. Потому что ведет к покаянию и освобожению во Христе

  11. Ю. Сипко:

    Да брат Антон, мы должны наверное прежде согласовать, что мы понимаем под словом свобода. Появление в мир — никто нас не спрашивал. Смерть — опять решение принимаем не мы. Детство — произвол родителей, и даже когда все капризы детей исполняются, всё равно это не свобода, но произвол. Зрелая жизнь — давление обстоятельств, где родился, в какое время, в какой семье — выбор вовсе не наш. В чём свобода? Время, когда мы можем решать, идти ли на работу, или спать, коротко. И свобода ли это? Время когда мы можем выбирать что слушать — рэп или шансон коротко. И свобода ли это? Да и понимаем мы, что выбор сей не есть главное. Главнее Пушкинское: «Кто меня враждебной властью из ничтожества воззвал»??? Сказать своими словами: Кто тот, кто всё это сотворил? Как Его найти? Как у Него узнать? Узнать зачем живу? Зачем тружусь? Умру зачем? Как Иов говорил:»Когда умрет человек, то будет ли он опять жить»? если ответ будет: «смерть скрывает все следы», тогда «ешь, пей, веселись, ибо завтра умрёшь» будет лучшим рецептом счастья. Но если ответом будет: «Бог всех приведёт на суд, ибо возмездие за грех, есть смерть, а дар Божий жизнь вечная во Христе Иисусе» Тогда лучшим решением будет: «Господи! Что повелишь мне делать. Хочу достичь воскресения и вечной жизни». Божье прощение приносит истинную свободу. Свободен дух. Свободна совесть. Свободен от смерти, ибо есть воскресение из мёртвых. Тогда борьба имеет смысл. Тогда страдания имеют смысл. Тогда смерть не страшна. Тогда реально: «Где Дух Господень, там свобода»!

Вы можете прокомментировать статью, или задать вопрос.


 Максимальное количество символов