Вопрос: Доброго времени! Как Вы относитесь к монашеству, которое практикуется в Православии и Католицизме? Уход в монастырь, где можно укрыться от греховных соблазнов этого мира мне представляется правильным решением, для которого нужны и мудрость и воля.
Ответ: Мир и благодать Вам от Господа нашего Иисуса Христа.
Вопрос интересный. Я даже думаю, что всякий христианин размышлял над таким исходом из мира. Мне лично знакомо такое влечение. Ведь в момент духовного обновления, каковым является рождение свыше, человек испытывает необыкновенный духовный подъём. Ощущение чистоты, близости Бога, радости светлой от мысли о Боге. Радости от чтения Писания, радости от общения с христианами. Подобно как испытали апостолы, когда Господь преобразился пред ними. Предстал в белых одеждах. Рядом Моисей. Илия. Пётр говорит: «Господи! Сделаем здесь три шатра, Тебе, Моисею, Илии, и останемся здесь навсегда»! Чем не желание быть в монастыре? Правда, евангелисты, повествуя об этом, добавляют: «Не знал, что говорил». Как бы, не в себе был.
Слово монах, на греческом языке, означает один, одинокий. Все формы монашества, существующие ныне – это по сути города или посёлки, состоящие из людей, в какой-то мере объединённых некими общими принципами. Религиозная основа в таком движении вовсе не бесспорна. Думаю, что в буддизме, монастыри играют ключевую роль в развитии или скорее сохранении религии. Христос же не давал никаких и намёков на такую практику. Причина скорее эмоциональная, психологическая. По крайней мере, библейских заповедей, исходящих от Бога и дающих повод создавать монастыри, нет. Человек не способен жить в условиях современных, будь то пятый век, или двадцать первый. Человек испытывает дискомфорт от давления общества. Он не способен справиться с ответственностью, которую налагает на него общество. Он, что я думаю более важно, не способен справиться ответственностью, которая возникает у него в связи с его верой. Не в силах исполнить задачу, которую ставит ему Господь. По сути, он беглец. Предложенные вами практики монашества в Православии или в Католицизме, монастыри, это искажённое христианство. Я не стану углубляться в историю этого движения, чтобы не отвратить читателей от христианства, но скажу, что как социальный диспансер для людей неспособных жить в обществе, не способных реализовать себя как личность, это неплохой способ существования. Но это вовсе не христианская практика. Даже если в истории монастырей мы встретим позитивные элементы, как например приют для сирых, одиноких, гонимых, то и тогда это социальное служение, проявление милосердия, ценное, важное, но не являющее христианством. Можно не утруждать себя поиском аргументов. Допустим монастыри, это и есть воля Божия, это и есть христианство. В таком случае уже в первом веке христианство бы себя исчерпало. Разве что подземные ходы, могли продлить этот фарс, что впрочем, и бывало. И что ещё раз доказывает, что монастыри не есть христианство.
Это общие рассуждения. Давайте, исследуем вопрос, кто такой христианин? Очевидно, что христианин, это человек, который верует в Иисуса Христа, исполняет Его заповеди. Вот, например как сам Иисус говорит: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики». Иоан. 8:31; Очевидно, что «пребывание в слове» есть исполнение того, что сказал Учитель.
Однажды иудеи, среди которых Иисус служил, и, из которых, избрал себе учеников, допрашивали одного слепорождённого. Он только что чудесным образом прозрел. Иудеи допрашивают его, кто и как это сделал? Более того, они убеждают его в том, что очевидно, это какой-то обманщик, по крайней мере, сектант опасный, раз он сделал это без благословения митрополита. «Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был, слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики». Иоан.9:25-28; Сей текст, я привёл как иллюстрацию, подтверждающую мысль о том, что ученики это в первую очередь последователи, исполняющие заповеди и постановления Учителя.
Давайте и мы последуем за Иисусом Христом. Он от Отца, оставив славу Неба, пришёл на землю. Это нам даёт пример также делать, оставляя комфорт своих монастырей, келий и скитов, идти в города и сёла. К тем, кто страдает и кому нужно слово исцеления и труд любви. Кстати, с горы Преображения, Иисус повёл Петра и других учеников в село. Где их ждал отец, который привёл сына беснующегося. Таков и путь христианина, ученика Христа.
Потому-то все апостолы, за исключением святого апостола Иоанна, ученики Иисуса Христа, приняли мученическую смерть, и никогда не прятались в скитах или монастырях. Прочите книгу Деяния Апостолов, Вы увидите, что христиане, ученики Иисуса Христа, прежде всего подвижники, жизни своей не щадившие, и святость свою снискавшие не в уединении, не в монастырях, но в борьбе за души грешников, в борьбе со зверями, как об этом говорит апостол Павел.
Напротив, мир загонял христиан в «гетто», делая их изгоями, врагами нации, лишая их право на исповедание веры, лишая их право на жизнь согласно убеждениям. Но и из катакомб, христиане с риском для жизни выходили, чтобы донести спасительное Евангелие даже «до края земли». И если бы ни эта, всепобеждающая страсть благовестия, христианство умерло бы в Иерусалиме, где их было всего несколько человек. Не имея силы Духа Святого, они пребывали в горнице, взаперти, в своего рода монастыре. Но, заметьте, когда Дух Святой сошёл на них, исполнилось слово Учителя: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Деян.1:8; Исходя из этого предписания Божьего, мы можем сделать вывод. Те, которые Духа Святого не приняли, Силы Его не приняли, те, в бессилии своём, уходят в монастыри.
Апостол Пётр написал: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется». 1Пет.4:12-14; Огненные искушения, конечно, встречают христиан не в скитах или монастырях, но на полях духовных сражений с врагом душ человеческих.
Вот слова Христа, которые Он сказал ученикам, когда явился им после воскресения: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Иоан.20:19-21;
Еще раньше, когда он молился своему Отцу, Он говорит: «Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Иоан.17:14-19;
Нужны ли комментарии, для таких прямых слов Учителя.
Ещё пара мыслей из текста евангелиста Луки. Слова Господа Иисуса Христа о том, что Его Ученики, будут в буднях жизни совершать свой труд вместе с теми, кто Христа не принимает, кто отвергает спасительную любовь. Очень сильное обличение всем, пытающимся найти убежище в монастырях, сберегающим свою душу в комфорте смертельного однообразия веры и традиций. Сберегающий – потеряет. Не просто потеряет, но погубит жизнь свою.
Откроется это в тот миг, когда Господь придёт за церковью: «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится». Лук.17:33-36;
Как видите, не из монастыря, где все святые, но из будней жизни, где святой и грешник вместе пашут, вместе молотят, живут, Господь возьмёт искупленных в Царство вечной любви.
И я совершенно уверен в том, мудрость и воля, нужны для святой жизни в мире, среди «рода лукавого и прелюбодейного». Вся жизнь христиан, жизнь спасённых, возрождённых от Духа святого и Слова животворного, есть свидетельство миру о Господе. Монастыри закрывают Христа от мира. Монастыри лишают мир света, оставляя его во тьме. Монастыри лишают мир соли, обрекая его на разложение. Однако наш Учитель поставил нам совершенно определённую задачу: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Матф.5:14-16;
«Монастыри закрывают Христа от мира. Монастыри лишают мир света, оставляя его во тьме. Монастыри лишают мир соли, обрекая его на разложение. «???????Побойтесь Бога, автор!!!!Вы несете ересь!!Толковать слова Священного писания можно по-разному, Вы трактуете исходя из своей выгоды.Монастыри-это духовный островок в нашем грешном мире, и никто не призывает всех уйти в монастырь, это личное дело каждого.И уходят туда по своей воле, чтобы восхвалять и чтить Бога нашего.У Вас же нет ничего…..ни традиций, ни фундамента.Вашему направлению несколько веков, тогда как православию и католицизму намного больше.Так что же, по-Вашему, все жили неправильно пока не пришел Лютер и не упростил, а точнее извратил Евангелие??Если католичество перестало следовать Библии, то чего же он не вернулся в православие, а отверг догматы церкви и все сделал как он захотел?А кто он такой?Бог?…нет….и вы , не желая работать, ибо вера-это труд, пошли за ним, там, где все просто….неправильный путь изначально..и вы продолжаете втягивать в этот греховный круговорот людей.Остановитесь!!!Прочтите Библию, а не цитируйте урывками ее, как вам удобно,вернитесь к истинной вере.Спаси Вас Господи.
Мир вам благословенная сестра Наталья. Ни о Лютере, ни о католичестве я не говорю. Я и православии не говорю. Я говорю о христианстве, как о следовании за Господом и Спасителем Иисусом Христом. Соглашусь с вами отчасти, что монастырь, это духовный островок, условно говоря. Монастыри распространены у буддистов. Духовные островки. Подлинная духовность от Христа. Христос своим ученикам дал повеление. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». Матф.28:19,20. В этом подлинная духовность. Но кто-то сказал. «Не ходите. Лучше в монастырь». Каждый решает сам, кого ему слушать.
Вы не говорите напрямую о протестантизме, но Вы ведь протестант?Не так ли?Отсюда и такие суждения.Христианство-общее понятие, конечно, но 3 религии различны.Протестанты отвергают догматы веры.Повторюсь, но вы упростили веру, Евангелие у вас на свой лад.Мы говорим на разных языках, хотя вроде и цель у нас одна. «кто-то сказал. «Не ходите. Лучше в монастырь»????Знаете, нужно уметь отфильтровывать информацию, которую мы получаем, ибо не все то, что хорошо-верно.Спаси Вас Господи