Вопрос: Иисус Христос напал на предпринимателей в храме. За что?
Ответ: Это интересный вопрос. Давайте прочитаем, что об этом написано в Евангелии.
«Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы менял, и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: «Не написано ли: „Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов“? А вы сделали его вертепом разбойников». Мар.11:15-17;
Единственный эпизод в жизни Иисуса, когда можно сказать, что Он «похулиганил». Но ведь и повод был. Одно дело, когда его обзывали. Он спокойно относился к этому. Приходя в дом к любому соотечественнику, Он нигде и никогда не посягнул на их быт и исполнял правила их дома безупречно. Даже будучи арестован, когда Его бичевали, Он не возмутился. Он и на кресте, молился, но, ни кого не ругал, никому не угрожал. А тут происходит нечто неординарное. Дело происходит в доме Отца. В Доме, где находится Ковчег Завета. Эта СВЯТЫНЯ, которая олицетворяла собой присутствие Бога в среде народа. Бог Саваоф, Святой Бог, и народ хранил благоговейное отношение к Богу. Он помнил Моисея с сияющим лицом, который принёс народу Скрижали Закона. Он помнил манну, которой питались сорок лет странствования в пустыне. В храме, СВЯТОЕ СВЯТЫХ, куда вход был закрыт для всех, именно по причине того, что Бог Саваоф являлся там Первосвященнику. Только однажды в год, он имел обязанность входить за завесу с кровью жертвенного животного.
В этом Доме совершается тайна приношения Богу жертв. Это пролитие крови невинных животных, это прощение людей, прощение народа. Жертвенник имел особое значение в Храме. Он был постоянно действующим центром примирения человека с Богом. «Огонь непрестанно пусть горит на жертвеннике и не угасает». Лев.6:13;
Однажды, ещё в пустыне, сыновья Аарона, принесли чуждый огонь. Сгорели. «Надав и Авиуд, сыновья Аарона, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господом огонь чуждый, которого Он не велел им, и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицом Господа»; Лев.10:1-2; Свят жертвенник и свят огонь от Господа на жертвеннике.
Теперь вот картина. Это ясно, не сразу произошло. Каждому израильтянину нужно прийти с жертвой. Жертва повинности. Жертва очищения. Жертва умилостивления. Жертва за первенца. Телица, или овён, или голубь, или агнец (ягнёнок), бери его с собой, веди в храм, и так вот родное, что лелеял и пестовал, теперь отдай на убой. Ясно, что нашлись изворотливые люди, и предложили. А чего заморачиваться. Плати денежку, и вот тебе что душе угодно. Зачем где-то голубей ловить. Всё уже готово! Классно. Возникает рынок. Предложение уже опережает спрос. Самые предприимчивые торговцы занимают места у ограды храма. И неизбежно, самые приближённые к священникам, быть может даже их родственнички, оказались во дворе храма. И вот святое пространство наполнилось скотским хором. Все довольны. Священник снимают свою ренту. Прихожане прямо у иконостаса могут купить свечку, т.е. простите, скотинку на жертву. Так бизнес вытесняет дух. Бич в руках Иисуса характеризует серьёзность происшествия. Даже бесов Он изгонял словом. И бесы ломились с треском хоть и в бездну, но от Иисуса исходила такая сила, что смолкали все силы зла. А своим Он приложился бичом. И заметьте, сколько их там было, ни пикнули. Знали свою вину. Священники, представители Бога, занялись бизнесом! Это конец! Когда Божьим даром начинают торговать, это конец!
Тут конечно и образы для нас. «Вы храм Духа святого», говорит Писание. Иногда небрежность, привычки, даже равнодушие, храм наш заполняют скотским пением, мычанием, звоном монет. Дом Мой – говорит Господь! В нашем сердце, Его дом. Это комната молитвы. Помните наставление Христа: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Матф.6:6;
Это святое святых. Там совершается приношение жертвы, за грехи наши. Мы исповедуемся Господу, мы видим Его распятого на кресте, эта жертвенная смерть, смерть Агнца, который берёт на Себя грехи мои. И я в умилении прошу у Него прощения, и Он верный, любящий, ходатайствует за меня пред Отцом, и Отец снимает с меня вину греха моего. Я в слезах умиления и прощения получаю свободу, радость. Так сохраняется благоговение пред Богом.
Когда наша молитвенная горница захламлена, как захламлен был храм в Иерусалиме, мы в печали, заботы давят нас, так что свет надежды исчезает. Знай, нам нужна чистка. Генеральная уборка. Если в фибры души вросли уже сплетни и коммерческие схемы, пропитали душу обиды и обман, жадность и горечь неудач, чистка будет болезненной. Нужен бич, нужна сила воли. Но такая чистка исцеляющая возвращает храм души в состояние, когда возникает искренняя молитва, искренний плач сокрушения и Бог Любовь заполняет душу.
Принимайте бич Иисуса как благословение. Это значит, что ваша душа есть Его храм, где Он хозяин!
Интересный переход от Храма, в котором Иисуса не признавали за Хозяина, к Храму сердца верующего Христианина, в котором Иисус признается за Хозяина.
Кто знает историю: что находилось в Святая Святых Второго Храма?
***Иногда небрежность, привычки, даже равнодушие, храм наш заполняют скотским пением, мычанием, звоном монет.***
Ну, очень экспрессивная фраза! 🙂
Встает вопрос: признают ли Иисуса за Господа Властелина Создателя в церковных общинах?