Eвангельские проповеди

Евангельские Проповеди и статьи Юрия Кирилловича Сипко

  • RSS
фото Сипко Юрий Кириллович и его семья

Вопрос:  Почему в церквах «братские понятия «, «так в братстве принято» иногда важнее Священного Писания? Вроде с кафедры Слово Божье провозглашается как главное, а на  практике жизни и служения руководствуемся понятиями братскими?

Ответ: Вопрос важный и сложный. Поэтому я позволю себе пригласить вас к рассуждению об этом феномене.

Баптистские принципы веры утверждают:

   «Священное Писание — наше единственное правило и руководство во всех делах и вопросах веры и жизни».

Принцип озвучить дело несложное. Как же его реализовать? Ведь Священное Писание ох как велико,  и ох как не просто!

  Священное Писание не изменяется со времён их написания, а вот жизнь в обществе и в церкви меняется,  и меняется иногда  круто.  Тут вот какое дело. Всегда происходило столкновение буквы и духа. Буква убивает, а дух животворит. Если превалирует буква, неизменно стагнация и смерть. Если дух, без буквы, то исчезает всё «в пространстве света необъятном». Ответственность за сохранение баланса всегда лежит на служителях. Им вверено служение созидания святых.  Так вот хорошо усваивая букву Писания, нередко служители выхолащивают Дух. Заучивая тексты, состоящие их букв, они не усваивают Дух, который эти буквы наполняет смыслом и жизнью! Неизбежны  в таких случаях духовные аварии.

 Первые Христиане родились от живого слова Евангелия, произнесённого апостолом Петром  и Духа Святого.  По-разному развивались процессы усвоения новых стандартов жизни. Христиане из иудеев, а они до времени были единственными христианами, сохраняли свои иудейские традиции, лишь приняли как факт, что Иисус Христос распятый и воскресший есть Мессия. Затем появились христиане из язычников. Их традиции религиозные были иные, и иудеи предприняли попытку навязать им свои принципы. Одно из важнейших условий, религиозный обряд обрезания, и исполнение требований Закона. Так или иначе, но возник вопрос, что делать? Апостолы и пресвитеры собрались, молились, решали и приняли постановление.  «Написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас  своими  речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,  то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,  человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.  Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.  Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:  воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы». Деян.15:23-29;

    Затем, эти же апостолы написали свои письма послания церквам и пресвитерам, в которых  кроме Евангелия, т.е. спасительной вести о воскресении Иисуса Христа, появляется целый блок нравственных предписаний. В течение жизни одного поколения, потребовалось радикально расширить правила жизни христианина, в быту, в семье, в обществе, в церкви и государстве. С тех пор прошло уже пара тысяч лет. Незыблемые, вечные, животворные  слова Евангелия, распространились по всем миру. Они вошли в такие культуры, такие традиции, в которых, требовали разъяснения, согласования с опытом жизненным, требовали детального растолкования. Это не просто перевод текстов, но и адаптация правил бытия. Всегда в каждой культуре, неизменное Евангелие, преломлялось через призму культуры  того или иного народа, и воспринималось уже на свой лад.  Повторялись те же процессы, что и во времена апостольские. Первые требования к нормам быта, ограничивались простым, «не делать другим того, чего себе не желаешь», а со временем все аспекты жизни подвергались  корректировке.

За эти тысячелетия, возникли многообразные интерпретации библейских текстов, огромное количество практик. Всё это накладывается на пересечение культур, традиций, вызывая к жизни новые и новые вопросы.  И все  новые вопросы,  вызванные бесконечным процессом  развития, обретали ответы, утверждения, постановления. Каждое поколение, даже в пределах одной культуры, одной нации, утверждало свои стандарты христианской жизни, и подвергалось критике и неприятию нового поколения, которое принимало практику отцов через серьёзную проверку на верность текстам святого Писания, и на точность интерпретации.

 Мы наблюдаем этот процесс на своём опыте, мы сами участвуем в этом процессе. Как это происходит?  Представим общину, которой сто лет. Она  создала своё богословие, акцентировав  некоторые библейские принципы спасения. Библейские цитаты как  мантры. Тексты знают наизусть. Церковная дисциплина  усвоена всеми.  Утверждены правила проведения совместных общений, праздников, погребений и бракосочетаний.  Музыка и песни, приобрели за сто лет чёткий и жёсткий регламент. Толкование  текстов Писания   также завершено. Слова, определяющие некоторые ключевые понятия,  канонизированы. Этому способствовало и то, что церкви пополнялись в основном детьми верующих, т.е. с пелёнок знакомыми с правилами жизни общины. Но кстати, именно поэтому, в такой общине не приживаются люди из мира.

Представим, в такой общине появляются   новые  люди.   Младенцы во Христе, в вере,  но любопытны. Всё хотят  знать.  Всё хотят понимать.  До всего им есть дело. Да при этом каждый вопрос, сопровождается, «а почему это так?  А где написано»?  Руководители общины и люди, скажем  так, зрелые, быстро поставят на место  молодых. Они просто вручат им устав, правила поведения, закон своего рода.  Какие аргументы на  сомнения новообращённых. «У нас всегда так было. Так братья решили.  Не вам нас учить». Ну и погрубее, типа ересь, бесовщина, либералы,  мир в церковь тащите.

Апостолы в своё время, дав простые и понятные советы, затем лично и в письмах разъясняли людям в церквах сущность спасения, сущность  возрождения, обязательность перемен  в поведении. Процесс и ныне происходит также. Но служители, и особенно люди взрослые, они забыли,  как сами начинали с азов, и лишь к старости освоили некоторые нормы поведения, и усвоили некоторые богословские формулы.  Так вот они к духовным младенцам предъявляют законченные и усвоенные формулы. А младенцы нуждаются в том, чтобы пройти свою дорогу познания, начав с азов, с простых вещей, постигать сущность евангельскую, как она открывается Духом Святым через молитвы и чтение Писания. Иногда  истина  одним открывается иначе, чем другим.  Иногда, изучение Писания обнаруживает, что установления общепринятые в общине, в библии отсутствуют. Или правила всеми исполняемые вовсе не происходят из Писания.  Вот тогда-то и возникает реакция, подобная той, о которой вы говорите.  Как пример можно привести запрет на пресловутые женские брюки. Древний стандарт, возник неведомо когда. Исполняется  всеми, без обсуждений и рассуждений. Иногда люди спрашивают: Почему нельзя женские брюки? Отсылка к Священному Писанию явно притянутая. Но дабы не нарушать правила «так всегда было» так братья решили» все продолжают жить во грехе. Одни устанавливая бремена неудобоносимые, другие эти бремена носят, страдают, внутренне осуждая невежество старцев.  А вот набраться мужества, взять вместе Писание, прочесть всё, что  Бог сказал нам в своем слове, да и вместе прийти к правильному решению, гордость не позволяет. Ведь тогда надо исполнять и сиё:  «Не порти края бороды твоей». Лев.19:27;  Опять вернусь к опыту апостолов. Они все конфликты использовали для углубления познания Божьей воли. Они никому не перекрыли кислород, и никого не изгнали. Разночтения, разность культур, была колоссальная. Грехи присутствовали, идолопоклонство имело место, разврат вторгался.  Сколько ложных представлений было в каждой группе, в каждой церкви. Странствующие учителя разносили учение кто, какое имел. Была неприязнь к апостолам. Они же движимые любовью, снова и снова приходили в общины и разъясняли сущность святой жизни, силу прощения и красоту любви Божьей. «Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить». Фил.3:16;

Косность наша, это уже национальный характер.  Монархический стиль в государстве, в обществе и в церкви, в общинах формирует  святую неподсудность начальника. Руководитель не ошибается! Это игра поддерживается снизу. И формирует убеждённость в руководителе. Отменить решение, признаться в своём заблуждении, согласиться с доводами оппонента,   начинающего христианина – это значит признать свою несостоятельность и потерять лицо. Тем более, когда за таким убеждением стоит целая община и вековая традиция. Тогда отстаивание своих принципов, даже и неверных, становится делом чести. Кто кого. Вот в таких случаях люди чаще всего уходят из общины.

Реакция неизбежна. Не получив вразумительного ответа в своей церкви, они идут в соседнюю, читают книги, находят себе советников и учителей.   Теперь столкновение понятий и практик развивается между этими общинами. Ведь мы связаны и верой, и дружбой и кровными узами. Когда один ушёл из общины, десяток вместе с ним страдают, уходят, или остаются недоумевая: «Почему? Почему нельзя вместе»?  Вопросы серьёзные, надо отвечать. И вновь, та же ложная верность традициям, желание оправдать себя и осудить их, заставляет служителей игнорировать, а иногда и подтасовывать Писание.  Пример раскола ВСЕХБ и СЦ ярко иллюстрирует, как сложно братьям руководителям  признавать свои ошибки. Имея совершенно одинаковые  понимания  Евангелия  Иисуса Христа, они не могут смирить  себя, чтобы власть Христа проявилась, и чтобы принять друг друга в любви.  И проповедь Слова Божьего превращается в пустой звук. Призывая любить – не любят. Призывая прощать – не прощают!

     Свои понятия такие руководители  не стремятся обосновывать.  Ведь сила  у них. Власть у них . Тем более, что  поставил  их Бог.  «Вы просто слушайтесь. «Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов»;  В ход идут простые, как лом   обоснования:  «В братстве так принято». Есть и такие: «Мало ли, что в Библии написано. Братья так  решили!»  Опуская, быть может,  самое существенное, что наши братья так решили, потому, что так написано в Евангелии. Так открыто было братьям Духом Святым. Ведь Христос Церкви дал ключи и  власть принимать решения! Это ведь было сто лет назад. Они-то, сто лет назад,  своё решение обосновывали Писанием, своим пониманием Писания.  Таким тупым отказом, служители  лишают новых верующих права пройти подобный  же путь возрастания от начатков к совершенству. Здесь вступает в свои права гордость.

  Неизбежна в таком противостоянии, критика  их практики и их  богословия. Игнорируя всю правду, выпячиваются  слабые места в их позиции и звучит  обвинение их в злонамеренном искажении истины Писания. Хотя зачастую, там не было злого намерения, там, быть может,  было лишь дерзновение увидеть чуть иначе картину Божьего мира, увидеть чуть ярче особый аспект Божьего послания, сосредоточить внимание на таких отличных элементах Божьего слова. Если бы не дух гордости, не дух властолюбия, то и не возникло бы такого противостояния.

  Теперь же, когда разборки зашли так далеко, назад ходу нет. Теперь все силы направлены на то, чтобы заклеймить предателей.  Обличить их, как раскольников.  Показать всем их губительные заблуждения.   И вся энергия церкви уходит не на благовестие Спасения, а на обличение инакомыслия и на защиту своей крепости, как последнего оплота истины. Яркое свидетельство такого разрушительного противостояния в том, что сегодня в  среде евангельских служителей, как достоинство,  насаждается неприязнь к инакомыслию, осуждение всех тех, кто «не ходит за нами», и воспринимается, как грех,  взаимное уважение и братская любовь.

 История церквей в Советском Союзе, закрытых от общения, лишённых  права на образование, показательна в этом застое. Десятилетия не сменялись руководители в церквах. Разрыв поколений колоссальный. Разрыв образовательный огромный. Добавьте к этому разрыв культурный. Эти процессы также сформировали жизнь церквей с жёсткой дисциплиной, с высокими требованиями к членам церкви.  Церкви поместные, особенно с небольшим числом членов, стали закрытым сообществом, в котором нет места новым людям. В таких условиях формировался дух нетерпимости к отличиям. Современная молодёжь, не знавшая репрессий советского ГУЛАГа, свободно мыслящая, любопытная, грамотная, раскованная, встречает в церквах глухое неприятие, отторжение, и даже осуждение. Для оправдания осуждения  в ход идёт всё. Одежда не духовная. Музыка не духовная. Манеры разговаривать не духовные. Обращение с Писанием вольное. Даже искренние вопросы  из Евангелия вызывают раздражение, и потому ответы отповеди, а не братские духовные размышления над текстами Писания. Это гордость житейская. Это не покорённая, не распятая плоть. Это свидетельство того, что так поступающие служители,  присвоили себе право на  понимание,  и  толкование  истины Библейской. Это свидетельство того,  что так поступающие служители, присвоили себе власть над людьми, забыв, что в церкви все равны и все служат друг другу, составляя тело церкви. Так поступающие присвоили себе власть над церковью, забыв, что глава Церкви Христос!

 «Он есть прежде всего, и все Им стоит.  И Он есть глава тела Церкви».   Кол.1:17-22;

Что делать? Вот и ответ от Господа.

«Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.   Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься». Откр.2:4,5;

4 комментария

  1. unguide:

    Спасибо! Очень полезная инфа.

  2. Галина Закирова:

    Очень правильное и своевременное рассуждение. Благодарю, Юрий Кириллович, Вас за нелицеприятные для некоторых истины. Через описанную Вами картин(которая в жизни церкви нередко встречается)мы видим что Свои гонят своих, что и предсказано Иисусом и думают, что этим Богу служат. Пусть Господь поможет закоснелым христианам увидеть себя в свете Писания!

  3. Юрий:

    В этой статье не рассматривается другая крайность, порабощающая современную церковь, это «единство любой ценой», или не правильное представление любви. Когда начинают закрывать глаза, на конкретно попираемые принципы Писания, ради того, чтоб не обидеть человека. ЧЕЛОВЕК и его чувства,его комфорт и его интересы становятся центром внимания церкви. Церковь начинает жить для людей. а не для Славы Божьей!!! И это представляет не меньшую опасность для церкви!

  4. Юрий Сипко:

    Мир вам, Галина и Юрий. Слава Богу за всё. Автор вопроса поставил проблему остро. Как будто всегда и везде сложные вопросы решаются по понятиям. В жизни всё сложнее. В конце концов, решение вопроса «по Библии» оказывается решением «по понятиям». Я хотел бы чтобы мы не ошиблись, предположив, что есть такие универсальные формулы, дающие ответы на все вопросы. Я уверен, что мы должны, обязаны, имея «вернейшее пророческое слово», формировать своё сознание на этом основании, всякий раз исследуя откровение, учитывали бы и ценили человека, ради которого Христос умирал. «Я говорю вам как рассудительным, сами рассудите». И так подходя к каждой проблеме, мы изумимся тем, что обнаружим. При схожести проблем, при исследовании Божьего слова, решения могут быть в каждом случае различными. «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждой, которая осквернена плотью». Иуд.1:22,23.

Вы можете прокомментировать статью, или задать вопрос.


 Максимальное количество символов