Иногда Бог даёт некоторым людям особое задание. Сказать правду. Невзирая на лица. Люди, говорящие правду, называются праведниками.и Правда неизменно вызывала гнев и ненависть к праведнику. Человека говорящего правду убивали. И в наши дни, слово праведник звучит как оскорбление. Путь правды, самый трудный путь. Единственное основание праведника – вера в правду.
Христос, самый великий Праведник. Христос это Бог пришедший во плоти. Праведника Христа убили. «Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иоан.19:6. Понимаете? Христос невиновен,- определяет прокуратор Пилат. «Возьмите Его и распните»! – предлагает совершить убийство невиновного Человека, смотритель Рима, гарант конституции, Понтий Пилат. Умывая руки оставшуюся жизнь, он так и не смог отмыться.
Наш Великий пост мы совершаем, вспоминая искупительную смерть Иисуса Христа. Вместе с Иисусом мы проходим Его путь, оставленный нам в Евангелии. Мы в акте поста очищаемся от суеты, нечистоты, и исполняемся Его чистотой. Пост, это процесс, с помощью которого мы преодолеваем давление неправды, греха и приближаемся к правде.
Иисус, обращаясь к людям, будучи Праведником сказал.
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником». Матф.23:27-35.
Христос подтвердил, что начиная от безвинно убиенного Авеля, и доныне, люди говорящие правду есть посланные Богом пророки. И что очень важно, все убиенные за правду праведники у Бога в сердце. И за всех убиенных праведников, Бог взыщет с виновных «Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле».
Такое строгое слово Спасителя вызывает реакцию. «Не я ли»? Приходиться снять красивые одежды. Смыть с лица маску успешного равнодушия. Взглянуть внутрь себя. Устрашиться. Смолкнуть. И предаться раскаянию.
Великий пост это великое раскаяние. Сам Господь Христос не рассказал нам, как надо совершать пост. Потому, что об этом уже рассказал праведник Исайя.
Пророк Исайя, величайший пророк, исполняя повеление Божье, восклицает.
«Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву — на грехи его. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу». Ис.58:1,2.
Интересно, как Бог характеризует народ.
Народ, который пребывает во грехах, творит беззакония, каждый день ищет Бога. Хотят знать пути Его. Сколько боли в этих обнажающих правду словах. Маска лукавого раба. Как бы. Народ «как бы поступающий праведно. Как бы вопрошает о судах.
Как бы желает приближения к Богу».
Интересное это «как бы». За этой маской богоискательства скрывается истинное лицо людей. И Бог повелевает пророку: «Возвысь голос твой. Укажи народу моему на беззакония их. Открой им их грехи»! Прочтите в первой главе книги пророк Исайи, первые пятнадцать стихов. Разящее слово правды «ваши руки полны крови». Приговор.
«Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?»- это претензия людей к Богу. В наши дни она перерастает в гнусный атеизм, когда люди, оказавшиеся в жизненных тупиках, обвиняют Бога во всех бедах своих, и более того, отвергают Бога вообще.
Что же отвечает Божий пророк?
«Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.
Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу» Ис.58:3-5.
Через тысячелетия это слово приводит к остановке дыхания. Как же так? Мы с детства научены тому, что пост, это когда нельзя есть. Пост это когда нужно быть строгим. Нельзя улыбаться. Конечно, недоедание производит дурное настроение. В таком состоянии легко и ссору раздуть, и укорить неверных, да и покарать их как раз самое время. Оказывается, что это вовсе не пост, более того, такое поведение не нравится Богу.
Пророк продолжает возвещать слово от Бога.
«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Ис.58:6-9.
Говорят, что когда человек замерзает, он испытывает ощущение тепла, так что даже и одежду скидывает. Ему жарко. Так отмирает способность понимать реальность. Обмороженные мы, похоже. Умираем всем народом. И церковь впереди. Впереди в политике. Впереди в экономике. Впереди за национальные интересы. Впереди в борьбе за первенство. Православные против сектантов. Сектанты против православных. Против прозелитизма. Против свободы. Против правды. Против! Мы все против всего, что не мы и кто не мы. «Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно». Но, холод материализма превращает в застывшие, безжизненные формы весь пафос надутого, мёртвящего религиозного политиканства. Коррупция разве может быть совместима со святостью? Пьянство и обман, наркотики и бедность, сиротство и обездоленная старость, разве это не следствие духовного распада? «Под плевелами лжи, под тернием разврата, заглохли истины святые семена, и льётся, льётся кровь беспомощного брата, и не дрожит рука, что ей обагрена»! Разве не там, где плач, должен быть священник Бога Всевышнего. Быть со словом обличения. Быть со словом ободрения. Быть со словом от Бога, с силой от Бога! Быть с примером личной духовной чистоты и жертвенности. Если торгующие обдирают свой народ, не свидетельство ли это поклонения мамоне? Ведь те, кто продают, и те, кто покупают, братья и сёстры друг другу. Правда и в храмах продают, и продают втридорога. Так почему бы мне не продать с достойной прибылью? Как радостно созерцать блеск золотых куполов, икон в золочёных окладах, священников в золотых одеждах. Это можно принять за действительное богатство, которое уже стало свидетельством богатой жизни в России. Но смотрю я, и не вижу ни одного дома, в котором бы сделали пандусы, для съезда инвалидов колясочников. К стыду нашему, всенародному, и коляски то сделать не можем. И как в таком случае ввести в свой дом нуждающегося? А пророк не молчит. И слово его разящее обнажает нашу гниль. «Как клетка, наполненная птицами, дома их полны обмана; поэтому они и возвысились, и разбогатели, сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру в зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют и справедливому делу нищих не дают суда». Иер.5:27,28.
Не в бровь, а в глаз!
Писание учит нас: «Богатых в настоящем веке увещай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни». 1Тим.6:17-19.
Как могло случиться, что сегодняшние проповедники учат совершенно иному. О вечной жизни говорить не принято. Живи здесь и сейчас. Бери от жизни всё что можно. Обличать нельзя. Себе дороже. Обидишь ненароком. Сегодня богатство вовсе не неверное, но напротив, единственное свидетельство твоего успеха, твоей состоятельности. И священник уже не праведник Божий, увещевающий богатых. Священник в первых рядах бесстыжих богатеев, обслуживая Мамону. А Бог устами пророка своего вопиёт: «Как потускнело золото, изменилось золото наилучшее! Камни святилища раскиданы по всем перекресткам. Сыны Сиона драгоценные, равноценные чистейшему золоту, как они сравнены с глиняной посудой, изделием рук горшечника! И чудовища подают сосцы и кормят своих детенышей, а дочь народа моего стала жестока подобно страусам в пустыне. Язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды; дети просят хлеба, и никто не подает им». Плач.4:1-4.
Что-то я не слышу голоса Божьего в стране моей, где сыны её, драгоценные, превращены в электорат. Где детям в малообеспеченных семьях, языки которых прилипают к гортани от жажды, где дети просят хлеба, даём мы им всем святым православным народом обещания, что скоро всё будет лучше. И сто рублей пособия, на месяц, на пару пакетов молока. И пленённые обманом заливаем горькой стоны совести сожжёной. Выпиваем всей страной восемнадцать литров алкоголя на душу населения. Запредельный уровень. Если сто сорок два миллиона граждан, помножить на восемнадцать литров, да ещё на цену литра алкоголя, то мы получим цифру превышающую бюджет страны. За эти деньги сто тысяч соотечественников каждый год отправляем в могилу. Сотни тысяч браков распадаются, оставляя сотни тысяч сирот. «О вы! Напоминающие о Господе! Не умолкайте»! Ис.62:6.
Когда-то Есенин сказал: «кто сгорел, того не подожжёшь»! Пожалуй, правда. Физика материи тут непреклонна. Но мир Духа неподвластен законам физики.
Неужели обессилел Иисус? Или Ему всё равно, что происходит в России?
Или сила Его огня, который Он принёс на землю, не для нас?
Вот ведь как Он сказал в своё время, Лук.12:49.
«Огонь пришел Я низвести на землю и как желал бы, чтобы он уже возгорелся»!
Я думаю, что дело в нас, тех людях, которых Бог призвал вести народ домой, к Отцу. Это мне и тебе, Бог открыл Себя и Свою волю. Это мне и тебе, Господь дал Огонь Духа Святого, чтобы мы горели как тот куст, и, не сгорая, светили в темноту греховного мира, светом любви, светом жертвы, светом истины. Но куст чадит, распространяя вместо огня ядовитый дым взаимного осуждения, ненависти, непрощения. А голос с неба зовёт:
«разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо
Стал я об этом думать, и вдруг мне стало страшно. Оказывается христианство, это вовсе не многовековая культура. Это вовсе не баптизм и не православие. Это не политика и не экономика. Это когда Христос — Бог. Это когда Он является мне и говорит: «Следуй за Мною! …Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо, какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде этом прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми ангелами». Мар.8:34-38.
Похоже, что нам всем надо начинать сначала. Господи помоги. Пост великий, нужен нам, чтобы познать великое благословение.
- Отвергнись себя.
Как можно! Всё что есть, достойного, ценного, ради чего существует мир, зто я! Для себя любимого, я ничего не жалею. Для себя любимого я, да простит мне Господь, никого не жалею. Отвергнув себя, что же останется. «Жестокий эгоизм всему виной на свете! Везде, везде звучит – безжалостное Я! Забыли на земле, что мир одна семья, что одного Отца небесного мы – дети»! Свет забрезжил, ещё чуть-чуть, уже немного стал понимать. Отвергнуть себя, значит увидеть и брата, и ближнего, и Бога! Да это, кстати, здорово! Видеть Бога, видеть ближнего, видеть прекрасный мир! Пост помогает мне разобраться с собой.
- Душу свою полагай за ближнего!
Это невероятно. Ближнего любить. Ближнему служить! За ближнего полагать душу свою? Так не бывает. Но тогда ты не ученик Иисуса Христа. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит»? 1Иоан.4:20. Брата конечно нельзя не любить, хотя, я чувствую, что он меня не любит. Пусть он меня полюбит, а уж за мной не заржавеет. Кстати, а кто мой брат? Ах, память моя злодейка. Вот же и притча о самарянине милосердном. Вот и ответ Господа. Вот и стыд на лице моём. Что же это получается, так и будешь всю жизнь жить для кого–то? Ведь память моя услужливая, уже подтянула невероятное слово Учителя: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Матф.5:4. Намедни, в страстной четверг, папа Римский Франциск пошёл в колонию к малолетним преступникам и омывая им ноги целовал их. Именно в четверг, Христос, совершая пасху, омыл ноги ученикам своим.
Пост помогает мне научиться служить ближнему.
- Возьми свой крест, а не корону.
Трудно. С крестом трудно. Некомфортно. Да и стыдно. Что обо мне подумают люди. Это ведь так унизительно. Это вызывает презрение у людей. Подумают, что я неудачник, какой ни будь. Не могу за себя постоять. Ведь миром правят не отверженные, но обладатели титулов. А перед глазами Христос. В терновом венце. Избитый. Оплёванный. Несёт крест. За меня. За тебя. За нас.
Пост помогает мне познать цену Креста.
- Следуй за Господом, а не за модой!
Да Господи! Хочу идти за Тобой. Но Ты всё время там, где горе. Ты там, где страдание. Ты там, где униженные и обездоленные. Все будут думать, что и я такой же. Сегодня ведь не то, что было две тысячи лет назад. Сегодня в моде успех, здоровье, богатство, слава, власть. «Следуй за Мною»! Следы Христа ведут меня по дороге слёз, горя, болезней и я вижу, как Господь исцеляет, утешает, и горе превращает в радость. Он сделал это мне. Он хочет сделать это и вам. Он меня направляет к вам, чтобы я поделился с вами Его любовью.
Пост помогает мне исправить путь жизни.
- Живи ради Господа и Евангелия, а не ради себя!
Господи! Я хочу идти за Тобой! С Тобой! Так все говорят. Как это сделать? Этот ведь придётся всю жизнь перекопать, перетрясти. Может быть, это то и есть, что апостол Павел говорил: «И потому я бегу не бесцельно, бьюсь не так, чтобы только бить воздух, но усмиряю и порабощаю тело мое, чтобы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». 1Кор.9:26,27.
Пост помогает мне ясно увидеть цель жизни.
- Не стыдись имени Иисуса, Спасителя Твоего!
А ведь грустно. Стыдно теперь быть честным. Стыдно быть благочестивым. Стыдно быть похожим на Иисуса. Стыдно вдвойне, потому что стыдливость имеет цену. Не заплатил — не поступил сын в институт. Не заплатил – не получил достойного лечения. Не такой как все! Очень честный. Не пьёшь. Ну и вали отсюда. Ишь, праведник выискался! Святоша! Не стыдись Его имени. Не стыдись жить по Его заповеди. Не стыдись подражать Ему! Не стыдись страдать за Него. Стыдись разврата и плотских удовольствий. Стыдись быть бесцветным, серым, ничем. Стыдись быть прахом, который ветер времени гонит на кладбище.
Пост помогает мне укрепить веру в Господа Иисуса Христа.
- Господь грядёт во славе Отца!
Так, следуя за Иисусом, я вошёл в Его свет, и сердце моё наполнилось миром. Ушла зависть. Деньги больше не имеют власти надо мной. Карьера, тщеславие, гордыня, вчерашние знаки отличия потеряли смысл. Мне стало стыдно, что я превозносился над ближними. Я смотрю на Голгофу. Распятый Иисус, простирающий руки в желании обнять мир, произносит потрясающие слова. «Прости им Отче, ибо не знают, что делают». Я действительно не знал, что делал.
Господи! Прости грехи мои. Господи! Возьми мою жизнь.
Возьми меня в свою вечную жизнь!
И чудо свершилось. Я услышал, как Иисус произнёс. «Ныне же будешь со Мною в раю»!
Шалом! С Благовещением Вас, Юрий Кириллович!
Прекрасная проповедь! Спасибо.
Да благословит Вас Господь наш Иисус Христос и укрепит во всем обильно, а особенно в даре Евангелиста — пастора с дарами слова мудрости, слова знания, истинной веры и пророчествования от Духа Святого!
Аллилуйя!
Спасибо сестра Ирина. Шалом. С праздником.