Приветствую тебя мой благословенный сын. Заговорив с тобой о Боге и Его законе, я попал в поток размышлений, который оказался неожиданно красив и вкусен. Очень может быть, что твои чувства иные, и ты не испытываешь такого восторга от размышления о Законе Божьем или от чтения Божьего слова. У меня такое тоже бывало. Потому-то я и пишу тебе, чтобы поддержать тебя в утверждении духовного основания. Век материализма, с его массированным давлением пустой информацией, легко увлекает людей в бурный поток удовольствий, развлечений и приключений. В массе людей исчезает необходимость осознания самого себя. Иногда масса служит укрытием и от вопросов смысла бытия и от самого себя. Создаётся ложное убеждение, что жизнь состоит из удовольствий. По крайней мере, молодость не стоит растрачивать на поиск смысла жизни, и самоограничения. Так думает большинство людей. Не опустошай своего сердца, чтобы не исчезнуть как личность ещё при жизни. Красота в Законе Божьем открывает нам высокий смысл жизни.
Закон Божий поднимает нас на уровень Бога.
Закон Божий создаёт комфорт и доставляет удовольствие.
Мне припомнились слова древних пророков, оставивших в Библии свои учения и впечатления.
Вот некоторые высказывания о Законе Божьем.
«Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих.
Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой.
Он стал моим, ибо повеления Твои храню». Пс.118:54-56.
«Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем». Пс.118:97.
Древние авторы переживали не только восторг, но и горечь, и пустоту. Случалось им переживать трагедии, бедствия и беспомощность. Как впрочем, переживаем и мы. Я хочу, чтобы и у тебя было такое надёжное основание в жизни.
« Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем». Пс.118:92.
Слова эти глубоко личные, исходящие из глубины души, это псалмы, так называем их мы ныне. Это песни. Это моления. Это исповедание. Это изливающееся из глубины души восхищение Богом и воспевание Бога, и благодарение Богу. Это полнота жизни. Я решил поделиться с тобой этими чувствами, потому что, говоря о Боге, мы начинаем с текста Писания «Выслушаем сущность всего: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека». Еккл.12:13.
Первый вопрос, который возникает у человека, по крайней мере, у русского человека.
Как можно обойти этот закон? И затем плен блужданий, в попытках спрятаться от Бога. Так согрешивший Адам, устыдился Бога, и скрылся. Обойти закон Бога невозможно.
Каждому человеку предстоит суд. Суд пред Богом. Все дела наши записаны в книге Жизни. И за всё человек даст отчёт. Чтобы на том суде не услышать страшный приговор: «отойдите от Меня в огонь вечный», гораздо лучше исполнить закон Бога, ибо в Его законе, благо для тебя.
Несколько слов о третьей заповеди Закона Божьего. Она записана так.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Исход 20:7.
Напрасно – значит впустую. Это верный смысл, но очень упрощённый. На церковно славянском языке эта заповедь записана так.
«Не возмеши имене Господа Бога твоего всуе: не очистит бо Господь приемлющяго имя Его всуе».
Какя понимаю это слово в нашем современном значении, не воспользуйся именем Господа всуе, т.е. впустую.
«Ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Наказание, хорошее дополнительное средство воспитания, но оно применяется к людям глупым, непослушным и горделивым. Послушных же, и верных, исполнение Закона делает победителями.
«Не произноси всуе» – запрет на произношение имени Бога, что называется для связки слов.
Это грех. Ты знаешь мой сын, я, размышляя над данной заповедью, обнаружил, насколько безответственно в нашем обществе используется имя Бога в самых различных ситуациях, которые суть грех. Всуе. Вопреки Божьему предписанию. Это есть прямое нарушение Божьей заповеди. Мало этого. Имя Бога, вместе со всеми святыми, матерью, звучит в нашем русском мате, навлекая проклятие на себя, семью свою и землю.
«Если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое». Мал.1:6.
Сын мой, проверь себя, проверь свою речь. Анекдоты скабрезные. Шутки-прибаутки, с употреблением имени Бога, мира Ангельского. Во все сферы бытия проникли похабные выражения. Они сыплются с экранов телевизоров. Они заполонили эфир популярных радиопрограмм. Интернет пространство, где общение виртуальное окончательно раскрепостило разврат. Хамство стало доблестью. Сын мой, береги себя. Контролируй свой язык. Христос сказал о нашей ответственности за слова очень строго. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Матф.12:36,37.
Пока же вернёмся к запрету.
Иудеи эту заповедь трактуют, как запрет произносить ложные клятвы.
Здесь «Не возмеши имене Господа Бога твоего всуе» будет гораздо точнее. Запрет произносить имя Господа ложно, именем Господа покрывать свою неверность, несостоятельность. Иисус Христос повелел своим ученикам: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но, да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Матф.5:33-37.
Не хочу заниматься критиканством, но в нашем обществе ты сплошь и рядом услышишь и клятвы Христом Богом, и клятвы матерью и всеми святыми. Сие есть великий грех. Не за него ли мы, народ, так много страдаем?
Ещё одно значение этого запрета.
Не носи имя Господа лживо, впустую тщеславно, противозаконно.
Такое понимание ещё более расширяет значение этой заповеди. Не просто не произноси имя Бога напрасно. Упоминание Его имени требует абсолютного соответствия твоего состояния, жизни, веры, дел и слов.
Это как мне представляется то, что является основанием для чести, для чувства собственного достоинства. Апостол Павел пишет в своём послании Тимофею. «Ты человек Божий»! – вот основание для всех твоих поступков, вот мерило чести, правды, верности. Ты человек носящий имя Бога, ты не смеешь обмануть, ты не смеешь, вести распутную жизнь, ты не смеешь участвовать в делах тьмы. «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте». 1Тим.4:12.
Вот какая духовная высота пред тобой мой сын. Поражает меня, мой сын распущенность современных христиан. Некая неудержимая страсть раствориться в мирском хаосе. Касается ли это слов. Касается ли это музыкальных пристрастий. Аморальность в поведении. Сексуальные отношения до брака. Употребление алкоголя. Какая-то страсть соответствовать мирским стандартам. При этом крест на шее, чтобы всем виден был. «Ты человек Божий» не носи имени Господа впустую, из тщеславия.
Ибо, если «возмеши имене Господа Бога твоего всуе», оно же, может стать основанием для осуждения тебя. Не напрасно сказано в Писании. «Проклят, кто дело Господне делает небрежно». Иер.48:10. Я думаю в этом ряду всякое дело, которое совершает человек, будучи христианином, совершённое небрежно, нечестно, ведёт к проклятию, т.е. возмездию.
Иисус Христос, будучи на земле сказал как-то, глядя на людей, носящих на себе знаки принадлежности к особо религиозным людям. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония». Матф.23:27,28.
Данный текст весьма показателен именно в части недостойного ношения святых знаков отличия. Снаружи, для виду, для людей, такая показуха святости. И потрясающее определение Господа. «Гробы окрашенные». Сколько раз приходилось переживать стыд, когда автомобиль с рыбкой, знаком принадлежности к христианству, ведомый лихим водителем, забывшим о том, кто он есть, вызывал страх и гнев и потоки брани за пренебрежение к другим участникам движения.
Ещё из Нового Завета. «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою». Матф.6:5. Даже молитва может быть всуе!
«Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость». Прит.28:9.
Если смотреть на судьбу тех, которых Господь так особо отметил своим вниманием, то становится страшно. Божье обещание не оставить без наказания исполнилось настолько очевидно, что стынет кровь и немеет язык. Иерусалим стёрт с лица земли. Народ рассеян по всему миру. Почти две тысячи лет продолжалось их скитание. Почему? Недостойно, всуе, небрежно, неправедно носили Имя Бога.
Новозаветная история. Христианская эпоха. Малая Азия, церкви по всему пространству Римской империи. Уже во времена апостолов, Иисус направляет церкви свои послания. Вот некоторые слова адресованные ангелам церквей.
«Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься». Откр.2:5. Это церкви в Ефесе, упрёк в том, что оставили прежние дела, оставили верность, любовь. Имя Господа стали использовать всуе.
«И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Откр.3:1-3.
«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Откр.3:14-16.
Это только три примера посланий Божьих христианам. Три примера, когда христиане «возмеши имене Господа Бога твоего всуе». Доныне это территория где нет христианских церквей. Сдвинут светильник. Исторгнуты из уст Бога. Святой Бог не терпит лицемерия. Не терпит двурушничества. «Не очистит бо Господь приемлющяго имя Его всуе».
Можно продолжить череду исторических примеров неверности человека. Достаточно взглянуть в глаза истории нашей земной родины.
«Мессианская нация». «Богоносная нация». «Святая Русь». Сколько классных эпитетов возносятся о земле русской, с претензией на избранность, и с бесконечным, ненасытным раздраем и ненавистью. Ведь христиане российские, носящие имя Господа, в истории, да и ныне нередко оказывались недостойными святого имени. Распри. Расколы. Разделения. Взаимные осуждения. Проклятия. Всё во имя Бога, с именем Бога на устах. Как результат, нация вымирает. Разрушена семья. Алкоголизм и наркомания, сиротство детей и обречённость стариков. И при этом снова и снова. «Богоносная нация». «Мессианский народ». «Святая Русь». И ни слова покаяния. Налицо Божье возмездие за «возмеши имене Господа Бога твоего всуе».
Третья заповедь Божьего Закона в моём представлении возвышает человека. С именем Господа, под покровом Его святости, освящённый Его благодатью, человек восстанавливается в первозданном образе и подобии Богу. Заповедь говорит. «Не растеряй. Не осуетись. Не променяй дар Его благодати на пустяки».
Моя молитва о том мой сын, чтобы ты приготовился к великому подвигу веры. Чтобы достойно нести имя Бога, быть настоящим христианином, нужно «отречься себя, взять крест свой и следовать за Христом». Матф. 16:24.
Бог тебе и мне открывает свой закон. И закон Бога, заставляет меня и тебя, жить не так как живёт наш народ, а жить так, как предписывает нам Бог.
Жить, не по инстинктам, не рефлектируя. Жить по Закону Всевышнего. Быть Его образом и подобием!
Как говорит святой апостол Павел. «Только живите достойно благовествования Христова».
Желаю тебе духовных побед во славу Всевышнего.
Слава Богу за все! Со всем согласен, Юрий Кириллович. Спасибо еще, что много Слова Божьего — лучшей духовной пищи.
Какое-то время назад задумался: внутри церкви нам кажется, что мы живем насыщенной духовной жизнью, много молимся, читаем Слово, слушаем проповеди, читаем духовные книги, группы, конференции… А извне посмотреть — церкви как будто и нет, почти не видно и не слышно, ноль влияния на этот мир. Религия течет сбоку, конечно, своим чередом, куда ж без нее, а вот рассказов от мирских людей, что на кого-то произвели впечатление жизнь или какие-то поступки верующих почти не услышишь, очень большая редкость. Соль потеряла силу. Вот тогда и задумался впервые после обращения о своем, так называемом, христианстве…
Слава Богу за всё. Я тоже думаю об этом. Христианство не тревожит этот мир, до тех пор пока сидим в своих норах. При этом увлекаемся тем же материализмом, что и безбожники. Какой же вы нашли выход, задумавшись?
Двурушничество не проходит. Мы уже слились с миром, надо отрываться значит, пока есть возможность. Менять христианизированную форму на христианскую сущность.
«…и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.» Мф.10:37-37. Еще Иаков 4 вся глава.
Или-или, все или ничего.
Благодарен Господу, Юрий Кириллович, что в свое время дал общение с Вами. В этом вижу Его руку, поддержавшую меня.
Хорошее основании на Иакова. Как впрочем, будет хорошим основанием и упование на весь Новый завет. Я вот в мучительном конфликте пребываю, как примирить в себе самом гнусную реальность бытия, и высокий стандарт Божьего Закона. Как вы решает этот вопрос.
Четкого ответа нет даже самому себе, но пробовать по молитве с Божьей помощью надо каждый день какие-то шаги, не стоять.
Очень верно вы сказали: Не стоять. Неудачи обыкновенно убивают веру и останавливают движение. Может быть самое трудное, даже терпя неудачи не останавливаться? Зная своё настоящее состояние, рваться вперёд? Забывая заднее- как святой апостол. Тут сложнее видеть это «вперёд». Когда видишь, ничто не остановит. Как Пётр и одежду бросил, и рыбу и лодку — вперёд к Иисусу.
Аминь, Юрий Кириллович!
«Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.» Пс.24:4-5
Шалом! Прекрасная проповедь, Юрий Кириллович!
Просто замечательная!
Много очень уместных аргументаций истинами Слова Божьего, что особенно замечательно.
Единственно, что я хотела бы заметить, что все-таки о том, кто в суе, а кто не в суе упоминает имя Господне, виднее всего Богу.
Да и употребление спиртного не есть еще пьянство, как и полный отказ от употребления спиртного не есть главный признак истинной веры и главный критерий святости.
Я не ратую за употребление спиртного, и сама нахожусь на бессрочном посте назорейства.
Но я не одобряю такие рассуждения многих баптистов: «Вот мы не употребляем спиртное, поэтому мы — истинно верующие, а православные христиане употребляют, поэтому они неверующие.»
Шалом сестра Ирина. Спасибо вам за доброе замечание. Не сумел я выразить мысль убедительно. Божье слово беспокоит меня именно в той части, где христиане ищут компромисс с миром. Не просто грех, как беда, совершив который спешим к покаянию. Но грех, как норма жизни, без раскаяния. И неизбежно следующий шаг. Оправдание греха. И как следствие бесплодие. За ним равнодушие и уныние. Вот что тревожно.
Спасибо за ответ, Юрий Кириллович.
У протестантов отношение ко греху, как норме жизни, часто провоцирует Лютеровский девиз праведности и спасения по вере, без понимания о том, что речь идет о вере истинной, дающей стремление к святости, о вере во Имя Иисуса Христа с исполнением Духом Святым.
О вере без покаяния речь?
К неистинной вере относятся, на мой взгляд: вера с формальным покаянием, вера с допущением системного сознательного греха, вера с покаяниями постоянными с «крокодильими» слезами и без победы над конкретными грехами…
Да, недавно у Баркли (известный шотландский протестантский толкователь Библии прошлого века) вычитала, что Мартин Лютер кроме того, что Откровение не включал в канон, еще и Послания Евреям, Иакова и Иуды считал полными соломин, т.к. они плохо ложились на его девиз оправдания и спасения по вере (без дел праведности).
В таком пренебрежительном отношении к ряду Книг Библии — Слова Божьего, на мой взгляд, главная ошибка Лютера.
А как реально в своих глазах погибающий без всякой надежды грешник, спасенный кровью Христа пл милости Отца, может продолжать дружить с грехом или бесконечно в него падать? Было ли вообще сердечное покаяние? Или только умом, как научили?
Вот и я говорю, что это очень плохо, когда учат либеральному ко греху богословию с очень большим акцентом на Божью Любовь и игнорированием Божьей Святости…
А вообще они возрожденные, если их сразу так научили, и плода долго потом нет?
Ведь в чем суть спасения? Спасение от греха, от ветхой природы, которая не может избавиться сама от власти греха. «Он спасет людей Своих от грехов их.» Мф.1:21
И как-же, спасение есть, Бог миловал, а по уши во грехе?
ВОТ ИЗ «ВО ЧТО МЫ ВЕРИМ» ОДНОЙ ИЗ ИЗВЕСТНЫХ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЦЕРКВЕЙ МОСКВЫ.
Единородный Сын Божий Иисус Христос пришел в мир спасти всякого человека, который раскаивается в грехах, принимает верой Его заместительную жертву.
Примирение с Богом происходит через покаяние. Покаяние – это личное решение человека отвергнуть греховный образ жизни и устремиться к жизни новой в послушании воле Божьей.
Покаяние, видимым благодатным знаком которого является водное крещение, возрождает Духом Святым душу человека для новой и вечной жизни.
Немного странная формула: Покаяние = личное решение = возрождение.
Покаявшихся в протестантских церквях значительно больше, чем возрожденных Духом Святым.
Ира, а почему не возрождение — желание жить с Богом без греха?
Потому, что одного желания мало…
Желающих много, а живущих в постоянном духовном возрастании во Христе и в исполнении Духом Святым мало.
На мой взгляд, из крещения покания точно не нужно идола делать.
Ведь есть еще крещение во Имя Ииуса Христа, и есть крещение Духом Святым. Хотя и «Один Господь, одна вера, одно крещение».
Но как Один Господь Триедин, так и одно крещение истинное в триединстве.
Это очень важный вопрос. Что же считать возрождением — или непроходящее желание святости и следования за Христом, или саму возможность это делать, когда это уже получается в основном и есть плод?
И желание, и возможность от Духа Святого, но Духовным возрождением я считаю возможность.
Благие намерения при греховных деяниях не есть возрождение.
А я так считаю: точно о каждом из нас знает лишь Господь, может у кого и растянут путь до начала освящения, но лично для себя, для церкви и для внешних — подтверждение духовного возрождения — это практическое, преобладающее (совсем без греха нереально) благочестие с провозглашением его во имя и силой Господа.
Рассуждать о возрожденности или невозрожденности от Духа Святого можно по тому, на сколько серьезный грех христианин допускает в деяниях, хотя, действительно, только Бог — Судья Праведный Суверенный и Справедливый.